Работы победителей конкурса эссе "Смоляне-просветители"

  Предлагаем вниманию работы победителей конкурса "Смоляне-просветители"

  5-9 классы

  I место

  Аксенова Анастасия, ученица 7 «Б» класса МБОУ СШ № 33 г. Смоленска

________________________________________________________________________________________________________

  Казилина Анастасия, ученица 7 «Б» класса МБОУ СШ № 33 г. Смоленска

_______________________________________________________________________________________________________

 II место

   Москалев Александр, ученик 9 «Б» класса МБОУ СШ № 33 г. Смоленска

_______________________________________________________________________

   Титарь Дарья, ученица 9 «Б» класса МБОУ СШ № 33 г. Смоленска

_______________________________________________________________________________________________________________

    III место

    Пахомова Полина, ученица 5 «А» класса МБОУ СШ № 11 г. Смоленска

«А.Т. Твардовский – военный просветитель»

   Великая Отечественная война оставила несгладимый отпечаток в жизни народа. Люди проявляли истинный героизм и сказывалось это во всех сферах жизни.

   Во время войны появилось множество новых имен в литературной среде. Связано это, прежде всего, с тем, что людям нужны были свои герои.

Именно в военное время открыл свой талант перед народом наш земляк Александр Трифонович Твардовский. Именно он просвещал народ о событиях на фронте, являясь журналистом и непосредственным участником военных действий. Твардовский создал образ настоящего «народного» героя  - Василия Теркина.

   Теркин  – персонаж, который несмотря на все сложности военного времени, исполнял не только свой гражданский долг, но и мотивировал народ своими действиями, позитивным настроем, тем самым поддерживал силы советского народа, не давая падать духом.

   Слово писателя на войне сложно переоценить. Стихотворения, песни, частушки, яркий героический образ бойца – это всего лишь малая часть из того, что Твардовский преподносил народу в своих произведениях, тем самым вдохновляя на подвиги, ведя к столь долгожданной и необходимой победе.

   Александр Трифонович не просто «отсиживался в окопах», он был непосредственным участником военных действий. Именно поэтому каждая строка его произведений проникнута огромным количеством эмоций, знакомых миллионам людей.

   Каждое произведение Твардовского поражает своей правдивостью, они близки каждому человеку, которого в той или иной мере застала война, потому что это было про них, в этих строках они находили себя.

   Произведения Твардовского стали лозунгом каждого человека, защищавшего свою родину. Среди мрака, который посеяла война, каждый искал какое-то утешение и для многих им стала литература. Его строки врывались в сердца каждого человека и помогали идти вперед.

   Ненека Давид, ученик 5 «В» класса МБОУ СШ № 33 г. Смоленска

"Б. Л. Васильев"

   Борис Львович Васильев – русский советский писатель и драматург. Борис Львович родился 21 мая 1924 года в Смоленске.

    В детстве он получил хорошее домашнее образование: мать учила его читать и писать, знакомила с арифметикой, физикой и химией. Учиться в школе ему было очень легко, потому что он знал программу на несколько классов вперед. Не успел драматург окончить школу, как началась война. Борису Львовичу было всего семнадцать лет, когда он добровольцем вызвался на фронт. На фронте он столкнулся с голодом, отсутствием медицинской помощи и страхом. Каждое ранение могло быть смертельным. Но несмотря на все ужасы войны, несовершеннолетний герой отказался вернуться домой, когда ему предложили. Он попросился на курсы военного дела и вскоре отправился на передовую. Под Вязьмой Васильев попал на мину и получил серьезное ранение, но даже после этого продолжил обучение в Военной академии. Там он встретил свою жену, Зорю Поляк, которую любил всю жизнь.

   После войны Борис Львович написал свою первую пьесу «Танкисты». В это время автор часто посещает спектакли и репетиции, чтобы писать пьесы для постановки в театре. Он пишет «Веселый тракт», «Начало», «Отчизна моя, Россия» и в 1960 году становится членом Союза кинематографистов.

   Известность автору приносит повесть «А зори здесь тихие». По ней ставят спектакль и снимают фильм, который до сих пор остается любимым у зрителей.

   Раньше, до написания эссе, я не знал о Борисе Васильеве. Но знал про фильм «А зори здесь тихие». В моей семье всегда смотрят его и фильм «Завтра была война» в майские праздники. Мне было приятно узнать, что автор таких значимых произведений - мой земляк. Прочитав про сложную и героическую жизнь Бориса Васильева, я еще больше захотел познакомиться с его произведениями.  Биография и творчество Бориса Львовича показывает, каким сильным, мужественным и талантливым был этот замечательный человек.

 Номинация за «оригинальность работы»

   Королева Анастасия, ученица 5 «Б» класса МБОУ СШ № 33 г. Смоленска

"М. И. Глинка"

      У каждой нации есть свой гений, который наиболее полно и ярко воплотил в своем творчестве духовные силы своего народа. Таким гениальным творцом в России стал Михаил Иванович Глинка. Он соединил в своем творчестве богатство народных мелодий и высочайшие достижения профессионального мастерства музыкальных школ Европы.  “Я родился в 1804 году, мая 20-го утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю моему, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находится в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне, близ её истока, и в недальнем расстоянии окружено непроходимыми лесами…”- писал в своих автобиографических «Записках» М. И. Глинка.

      Михаил Иванович был вторым ребёнком в большой семье  Ивана Николаевича Глинки и его жены Евгении Андреевны. Все биографы и сам Глинка отмечают, что в их доме царила атмосфера любви и дружелюбия. Родители будущего композитора были людьми умными  и по тому времени хорошо образованными, обладающими тонким эстетическим вкусом. Большое влияние на юного Глинку оказала его няня Авдотья Ивановна. Она пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки, сумела привить ему любовь к родному фольклору. В те годы само Новоспасское и окрестные деревни славились песенным искусством. «И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что в последствии я стал преимущественно разрабатывать русскую музыку, -вспоминал Глинка спустя много лет. Другим ярким музыкальным впечатлением раннего детства был перезвон колоколов родовой церкви. Маленький Глинка не только с упоением слушал колокольный звон, но и пытался воспроизводить его дома с помощью медных тазов.    

     Композитор провел в Новоспасском все детские годы до поступления в петербургский Благородный пансион, в котором он учился с 1817 г. по 1822 г. и блестяще закончил.

     В Новоспасском композитор написал ряд сцен из «Ивана Сусанина», продумал фрагменты оперы «Руслан и Людмила», создал много романсов и фортепианных пьес.     

Глинка называл своё имении раем на земле. Приезжал он туда иногда на пол года, а иногда на несколько дней.

    Умер композитор  в Берлине 3 февраля 1857 года. Прах его был перевезён в Петербург и захоронён в Александро-Невской лавре.

  Через 28 лет после смерти М. И. Глинки в Смоленске, в старинном саду Блонье, перед зданием Дворянского собрания, был открыт памятник великому земляку, сооруженный известным скульптором А. Р. фон Боком на средства, собранные по всероссийской подписке. На постаменте памятника высечены слова: «Глинке – Россия. 1885 год». Ажурная решетчатая ограда представляет собой нотные строчки – 24 фрагмента из произведений М. И. Глинки, она выполнена по проекту академика И. С. Богомолова и поставлена в 1887 г.

     Я, как и все смоляне с любовью и гордостью чту память своего великого земляка. Его именем названы музыкальные школы и училище, одна из старинных улиц г. Смоленска, концертный зал областной филармонии. Имя композитора носит поселок – центр Глинковского района. И хочется верить, что «всегда живой в сознании русских музыкантов, Глинка столь же дорог сердцу русского народа». 

   Новиков Вадим, ученик 5 «В» класса МБОУ СШ № 33 г. Смоленска

"М.К. Тенишева"

   1 июня (по старому стилю – 20 мая) исполняется 152 года со дня рождения выдающейся женщины, чей вклад в развитие русской культуры сложно переоценить. Княгиня Мария Тенишева была коллекционером, меценатом, общественным деятелем и художником-эмальером. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто.

   Почему же нам кажется необходимым сейчас по крупицам восстановить всю созидательную деятельность М.К.Тенишевой? В первую очередь потому, что все тенишевские начинания столетней давности не потеряли своей актуальности в настоящее время.

   Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева родилась 20 мая 1858 года, в Петербурге. Девочка была незаконнорожденной  и росла в богатом доме отчима. Когда Марии исполнилось 16 лет, после окончания частной гимназии, молодой юрист Р. Николаев сделал ей предложение. Ранний брак, рождение дочери, выезд за границу в Париж. Но муж оказался заядлым игроком. Мария возвращается в Россию , где её ожидал долгий развод.

   В критический момент жизни Марию Клавдиевну разыскивает ее лучшая подруга детства Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская  и зовет ее в свое родовое имение Талашкино. На дружеской вечеринке она встретила князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода. Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает еще несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идет дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату.

   Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург. Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И.Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую.  Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Тенишеву захватила еще одна страсть – собирательство. В поездках с мужем по Европе на глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок.

   В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей  Талашкино. Но самым дорогим ее детищем стала школа на  хуторе  Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Еще одной жемчужиной фленовской школы стал детский балалаечный оркестр. Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело.

   В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.  Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги. Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж, а весной 1919 года  покинула Россию навсегда, уехав во Францию.

   Мария Клавдиевна Тенишева умерла во Франции весной 1928 года..

   Мария Клавдиевна Тенишева   внесла большой вклад в культурное развитие не только Смоленского региона, но и всей  страны. Она и педагог, и  художник, и учёный, и историк, и археолог, и коллекционер, и просто  Человек с большой буквы. Мария Клавдиевна жила для народа, посвятив  ему всю свою жизнь, всю свою творческую деятельность.  Мне кажется, что  её деятельность – это источник жизненного вдохновения  для каждого из нас. Мария Клавдиевна останется навсегда в памяти потомков и в культурной жизни России.  И я с гордостью могу произнести: «Княгиня Мария  КлавдиевнаТенишева - гордость всей России!»    

   Юркайтис Владислав, ученик 8 «В» класса МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1»

"Вадим Соломонович Баевский"

   Я родился и живу на Смоленщине. Это удивительный регион со своей непростой и многогранной историей и необыкновенными людьми, которые  прославили его. Среди них первый космонавт Ю.А. Гагарин, поэты М.В.Исаковский  и  А.Т. Твардовский, композитор М.И. Глинка, скульптор С.Т. Коненков, путешественник Н.М. Пржевальский, флотоводец П.С.Нахимов и многие другие. Эти имена бесспорно знает каждый. Но есть и такие, с которыми мне, как и многим моим сверстникам, еще предстоит познакомиться. Благодаря проекту «Смоленск просвещенный» я узнал о деятельности выдающегося смолянина – просветителя Вадима Соломоновича Баевского.

   В.С. Баевский родился 28 сентября 1929 года в Харькове. В начале 60-х годов переехал в Смоленск. Именно этот город для него стал родным и любимым. Свой приезд в Смоленск Вадим Соломонович объяснял, в том числе, и так: «Я знал только одно – здесь живет замечательный поэт Рыленков».  В.С. Баевский с гордостью говорил о Николае Рыленкове: «Я последние шесть лет жизни поэта был дружен с его семьей. Какое это счастье!». Баевский написал не только воспоминания о смоленском поэте, но и продолжил его дело. На смоленской земле В.С. Баевский сделал свои основные научные работы. Здесь он стал университетским преподавателем и литератором. Этот человек был настоящей «звездой» для студентов кафедры  истории и теории литературы в Смоленском государственном университете. Под руководством Вадима Соломоновича защитились двадцать шесть кандидатов и пять докторов филологических наук.

   В.С. Баевский большую часть своей профессиональной деятельности посвятил русской поэзии XIX и XX веков. Провел оригинальные исследования творчества Пушкина, Некрасова, Блока, Пастернака, Твардовского, Рыленкова. Сотрудничал с Институтом русской литературы

   Академии в Петербурге – центром мировой пушкинистики. Ученый с мировым именем, автор более 800 научных публикаций, заслуженный деятель науки РФ. Он – автор «Истории русской поэзии», учебника истории русской литературы XX века, первой книги о Давиде Самойлове.

   Вадим Соломонович Баевский занимался изучением русского стихосложения. Стихосложение — это способ организации звукового состава стихотворной речи, которая отличается от прозаической тем, что текст членится на сопоставимые и соизмеримые отрезки.  Основная единица соизмеримости стихов — слог. Всякое стихосложение — это система упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста. Обычно она поддерживается системой повторений конкретных звуковых единиц: звуков, слогов, слов, грамматических конструкций. Это серьезная наука, опирающаяся на математическую статистику. Ученый написал первую в нашей стране докторскую диссертацию по теории стиха. Именно он стал основателем смоленской филологической школы по исследованию историко-культурных связей русской поэзии и теории стиха.

   В соответствии с толковым словарем Д. Н. Ушакова «просветитель» - это распространитель знаний и просвещения. Однако, размышляя над этим определением, я сделал вывод, что не каждого, чья профессиональная деятельность связана с распространением знаний, можно назвать просветителем. В.С. Баевский - поправу носит это звание. Просвещение стало для него смыслом жизни, его мировоззрением, центром его вселенной. Он действительно был человеком – эпохой. Не являясь уроженцем Смоленской земли, он, тем не менее, служил ради ее блага. Его жизнь и деятельность вызывает уважение и восхищение, стремление узнать о нем больше.

9-11 классы, студенты вузов и колледжей

   I место

    Итунина Карина Александровна, студентка 2 курса филологического факультета СмолГУ

"Их именами гордится Смоленщина"

   Смоленск. Военный щит западных границ нашей страны, город-герой. Но есть ещё одна грань его истории, просветительская. Авраамий Смоленский, Гервасий Ефремович Псальмов, Мария  Клавдиевна Тенишева, Фёдор Саввич Шурпин, Евгений Владимирович Шмидт, Вадим Соломонович Баевский...  Уже перечень этих славных имён и фамилий вызывает уважение и восхищение. Среди персоналий есть широко известные фигуры - Мария Клавдиевна Тенишева, есть забытые - Гервасий Ефремович Псальмов, Николай Никитич Редков.

   А.Т. Твардовский писал: «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить». Ему вторит В.С. Баевский, профессор нашего университета: «Счастье в том, чтобы хорошо делать свое дело на своем месте».

   Мне кажется, что их слова наиболее точно характеризуют задачу просветительской деятельности. И вот проект «Смоленск просвещённый», в создании которого принимали активное  участие преподаватели нашего университета.  Они стали предметом для подражания, сумели привить  студентам  любовь к изучению традиций Смоленского края. Это преподаватели на лекциях, связанных с историей города Смоленска,  знакомили нас с интересными фактами нашей малой родины. Литературные истоки города-героя стали для будущих филологов-литераторов неотъемлемой частью их литературной жизни.

   На просвещенные плоды искусства и научной деятельности не раз покушались вражеские войска: настолько привлекательными были дары Смоленской области, как яблоки из сада Гесперид. «Город-ключ» определенно является ключом к познаниям всевышних благ.

   Возможно, именно поэтому здесь жил один из просвещенных людей своего времени, Климент Смолятич. Занимая митрополичью кафедру в Киеве, он называл  себя  Смолятичем, подчеркивая этим свои нерасторжимые  связи  со  Смоленщиной,  где долгое время был священником в Зарубе - большом, богатом и  процветающем селении на берегу Днепра

   Недаром Господь подарил нашей земле известного святого, просветителя, Авраамия Смоленского. Он не только учил людей жить по евангельским заповедям, но сам был примером исполнения таковых, поступая по слову Спасителя. Благодаря его мольбам всевышний даровал прощение, утолив жажду и голод смертных. К сожалению, современники не сразу смогли оценить высокий духовный подвиг святого. Да, так бывает довольно часто…

   Многим смоленским школьникам известны имена святых Бориса и Глеба. «Это было очень давно!» - скажете вы. Но я убеждена, что все люди, которые добились определенного успеха, должны обязательно помнить о своих истоках. И моим землякам есть чем гордиться!

  Нельзя представить оперу «Руслан и Людмила» без классической увертюры М.И.Глинки, великого русского композитора. Замечательные работы знаменитого художника союзного масштаба, Фёдора Саввича Шурпина, прекрасно передают живописные образы сельского быта.

   Всей России известны имена знаменитых смоленских поэтов и писателей: А.Т. Твардовского, Б.Л. Васильева, А.Р. Беляева, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова… Не раз  они обращались в своих произведениях к истории родного края. Вряд ли можно стереть из памяти людей образ простого русского солдата Василия Тёркина, который стал близким человеком для советских людей. Он вселял надежду, поднимал боевой дух солдат, помогал пережить тяготы разрухи и голода. Мой дедушка мне рассказывал, что он знает о том, кто этот «парень боевой». Дедушка до сих пор верит в то, что человек из газеты «Красноармейская правда» смог вернуться с того света и  вместе со всем русским народом одержать победу над фашистскими захватчиками. Наивно? Но после таких слов понимаешь, как важно иметь семью, члены которой будут искренне рассказывать тебе истории родного края.

   Говоря о Смоленске просвещённом, я не могу не сказать ещё об одном человеке, чьи слова приведены выше, - о профессоре В.С. Баевском, работавшем на нашем факультете долгие годы. Это он является создателем Смоленской филологической школы. В юности Вадим Соломонович голодал едва ли не до полуобморочного состояния, экономил на черствой краюшке хлеба, но «в беспросветной темноте горестного земного существования его необоримо тянуло к высшему свету духовности». Кембриджский и Американский биографический центры трижды (!) объявляли Вадима Соломоновича Международным человеком года. Его - человека из маленького, скромного Смоленска. По словам доктора филологических наук, профессора кафедры литературы и методики преподавания СмолГУ, Галины Николаевны Ермоленко, в Смоленске все те, кто причастен к литературе, искусству и культуре, могут по праву считать себя учениками В.С. Баевского.

  …Мы живём в 21 веке. Посмотрите вокруг: нас тоже окружают талантливые просветители, участники литературного объединения «Персона». У сообщества уже есть своя история и свои таланты, о которых, надеюсь, тоже скоро узнает Смоленщина. А пока в нашем альманахе каждый может найти для себя что-то живое, близкое, только для вас!

   II место

   Пожарицкая Дарья, ученица 9 «А» класса МБОУ СШ № 26 имени А.С. Пушкина г. Смоленска

 «"Проза жизни" Ирины Ароновой»

    Наверняка, каждый из нас хотя бы раз в своей жизни сталкивался с необъяснимыми событиями, которые иначе как судьбой не назовешь. Вот и мое участие в конкурсе литературных эссе «Смоляне-просветители» можно причислить к разряду таких событий

  Начать, пожалуй, придется издалека…Мой отец работает врачом скорой помощи. Время для медиков сейчас очень напряженное: непрерывная чреда пациентов, вызовы следуют один за другим, каждая смена буквально превращается в борьбу со смертью. Несколько недель назад папу отправили «на вызов» к пожилой женщине. После оказания помощи выяснилась удивительная вещь: эта женщина - писатель. Желая отблагодарить врача, она подписывает экземпляр своей книги и дарит его моему отцу, который, зная мою любовь к чтению, передает его мне. Было безумно интересно узнать, что же это за автор, поэтому я пошла за консультацией к Вере Александровне, моему учителю литературы. Выяснив, что это писательница – наша землячка, я приятно удивилась. А спустя несколько дней я узнала про конкурс «Смоляне-просветители», в котором можно поучаствовать и представить книгу И. Ароновой – той самой женщины, которой оказал помощь мой отец.

   Ирина Самуйловна Аронова – поэт и прозаик. Родилась она в нашем замечательном городе. Во время Великой Отечественной Войны находилась в эвакуации в Бузулуке. Окончила Московский государственный институт культуры. Долгое время Ирина Самуйловна работала в библиотеке, где часто устраивала праздники с детьми, разыгрывала представления по мотивам книг. Как писатель Ирина Самуйловна раскрылась лишь в 64 года, однако трудно не заметить ее действительно большой талант.

    Сборник рассказов, попавший ко мне, носит название «Проза Жизни». Насколько мне известно, вошли в него только лучшие произведения.

  Я фанат военной тематики в литературе, поэтому тот факт, что большинство рассказов посвящены именно военной поре, меня безумно обрадовал. Книга читается на одном дыхании. После окончания каждого рассказа в голове оставалась лишь одна мысль: «Ну почему же он такой короткий? Что было с героями дальше?».

   Центральными персонажами в основном являются дети, всегда интересно читать о своих сверстниках, к тому же, на мой взгляд, это позволяет больше проникнуться историей, буквально погрузиться в ту эпоху, поставив себя на место героя-подростка. Дети открыты, они замечают то, на что взрослый человек не обратит внимания, они видят каждую мелочь, замечают каждый штрих и именно поэтому буквально каждый рассказ переполнен деталями, из-за чего иногда приходит слишком большая осознанность происходящих событий, серой обыденности жизни персонажей, безысходности и невозможности что-либо изменить.

   Автор великолепно понимает психологию людей. То, как показано противостояние реальности и внутреннего мира героев, постоянно сопоставляющих нынешние события с прошлыми, иногда меня поражает. От того, насколько эти сравнения похожи на то, что многие из нас чувствуют ежедневно, подступает ком к горлу. Невыразимо больно читать о лишенных детства ребятах, об их разрушенных жизнях, об их поломанных судьбах.

   Нельзя не отметить любовь автора к родному городу. Практически в каждом рассказе можно встретить описания пейзажей, тихих улочек, невзрачных домишек. Читая книгу впервые, я визуализировала образы, описываемые Ириной Самуйловной, не догадываясь, что это Смоленск, и удивительно, но каждый раз представляла только нашу малую родину. Описание города показывает нам его еще без многоэтажных домов с лифтами, без огромного количества машин и вычурных граффити, украшающих практически каждую стену, но это абсолютно не мешает оказываться там, куда через страницы книги ведут нас герои.

    Большинство рассказов заканчиваются очень печально. Иногда хочется плакать, иногда все-таки плачешь. Но я считаю, что именно эти грустные финалы возвращают нас к жизни. Видя перед глазами пример трудной, поломанной судьбы начинаешь невольно стремиться к лучшему, стараться исправить какие-то свои ошибки, пока они не «исправили» нашу судьбу. Бесконечная грусть, которая стала частью повседневной жизни персонажей, заставляет меняться к лучшему и своими руками создавать свое будущее.

   Я заметила, что многие рассказы Ирины Самуйловны обладают интересной чертой: они показывают нам небольшой кусочек из жизни героя, а после мы видим анализ этих событий самим же персонажем. Часто мы видим сразу несколько моментов из разных периодов жизни героя, однако, как бы они ни разнились, какие бы разные, на первый взгляд, события в них не происходили, их всегда что-то связывает. Мораль историй иногда настолько тонка, что, кажется, вот-вот ускользнет.

   Самым запоминающимся сюжетом, по моему мнению, наделена повесть «Где ты, где ты, Сын неба…» С первой же фразы мы буквально «поселяемся» в уютную квартиру тети Александры и узнаем, что мама главной героини записалась на фронт. Затем идут воспоминания девочки о последней предвоенной ночи. Сначала все хорошо, вместе с героиней собираемся в цирк, видим городской сад…и слышим сообщение о начале войны.

   Каждая последующая строчка затягивает в пучину событий все глубже и глубже, страшно даже остановиться, но продолжать читать тоже страшно. Начало ужасных событий глазами ребенка, непонимание взрослыми того, насколько это все затянется, заставляют волосы вставать дыбом. Первая глава пугает до глубины души.

   В начале второй главы мы узнаем, как складывается жизнь нашей уже выросшей знакомой. Узнаем о пропаже мальчика, которого, я уверена, многие полюбили за трепетное отношение к героине, понимаем и нежные чувства Веры к нему.

    Последующие две главы заставили меня проронить не одну слезу. Казалось бы, чем можно так сильно расшевелить чувства человека… Как оказалось, большим талантом.

   Что ж, стоит подвести итоги. Сборник просто великолепен.  Сожалею я лишь об одном: И. Аронова начала так поздно писать! Сколько потрясающих книг могло бы выйти из-под ее пера. Яркие описания, легкий язык и потрясающие эпитеты… Образы, созданные автором, излучают тепло даже сквозь страницы.  Через несколько секунд после начала чтения чувствуешь запах свежести после дождя, холод домов при полном отсутствии отопления и тепло первого весеннего солнца.

   Военная тематика, образы старого Смоленска, бесконечно добрые и трогательные герои, искренность и непосредственность и многое-многое другое позволяют, на мой взгляд, назвать Ирину Самуйловну «просветителем». Ведь просветитель, это не только про знания, просветитель – это про «свет», а света и тепла у Ирины Ароновой хватает, и она бескорыстно делится ими со своими читателями!

   Надеюсь, что с творчеством Ирины Ароновой познакомятся многие. А я благодарна автору за чудесные книги, а судьбе за такой неожиданный подарок!

Новиков Кирилл, ученик 11 «А» класса МБОУ СШ № 14 г. Смоленска

«М.К. Тенишева»

   1 июня (по старому стилю – 20 мая) исполняется 152 года со дня рождения выдающейся женщины, чей вклад в развитие русской культуры сложно переоценить. Княгиня Мария Тенишева была коллекционером, меценатом, общественным деятелем и художником-эмальером. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто.

    Почему же нам кажется необходимым сейчас по крупицам восстановить всю созидательную деятельность М.К.Тенишевой? В первую очередь потому, что все тенишевские начинания столетней давности не потеряли своей актуальности в настоящее время.

   Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева родилась 20 мая 1858 года, в Петербурге. Девочка была незаконнорожденной  и росла в богатом доме отчима. Когда Марии исполнилось 16 лет, после окончания частной гимназии, молодой юрист Р. Николаев сделал ей предложение. Ранний брак, рождение дочери, выезд за границу в Париж. Но муж оказался заядлым игроком. Мария возвращается в Россию , где её ожидал долгий развод.

   В критический момент жизни Марию Клавдиевну разыскивает ее лучшая подруга детства Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская  и зовет ее в свое родовое имение Талашкино. На дружеской вечеринке она встретила князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода. Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает еще несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идет дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату.

   Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург. Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И.Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую.  Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Тенишеву захватила еще одна страсть – собирательство. В поездках с мужем по Европе на глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок.

   В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей  Талашкино. Но самым дорогим ее детищем стала школа на  хуторе  Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Еще одной жемчужиной фленовской школы стал детский балалаечный оркестр. Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело.

   В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.  Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги. Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж, а весной 1919 года  покинула Россию навсегда, уехав во Францию.

    Мария Клавдиевна Тенишева умерла во Франции весной 1928 года..

   Мария Клавдиевна Тенишева   внесла большой вклад в культурное развитие не только Смоленского региона, но и всей  страны. Она и педагог, и  художник, и учёный, и историк, и археолог, и коллекционер, и просто  Человек с большой буквы. Мария Клавдиевна жила для народа, посвятив  ему всю свою жизнь, всю свою творческую деятельность.  Мне кажется, что  её деятельность – это источник жизненного вдохновения  для каждого из нас. Мария Клавдиевна останется навсегда в памяти потомков и в культурной жизни России.  И я с гордостью могу произнести: «Княгиня Мария  КлавдиевнаТенишева - гордость всей России!»    

Номинация за «оригинальность работы»

      Сидорова Юлия, ученица 10 «В» класса МБОУ Заборьевская СШ Демидовского района Смоленской области

«“Искатель живой воды”: Владимир Николаевич Добровольский»

    Какой же русский человек не знает русских сказок, загадок, частушек? А былины – просто шедевры народной речи, драгоценный жемчуг, бережно сохранённый для нас собирателями фольклора. Всё это сокровище веками передаётся нам от наших предков. На том стояла и стоять будет Российская родная земля.

   Фольклор – важное составляющее мировой культуры. Для меня фольклор – это дверь, ведущая в большой и светлый мир, который называется Родина. Открыть эту дверь помог мне Владимир Николаевич Добровольский, собиратель и исследователь Смоленского фольклора, составитель «Смоленского областного словаря», смоленский просветитель, «искатель живой воды».

   Родился В.Н. Добровольский в небогатой, но потомственной дворянской семье в 1856 году. После окончания Смоленской гимназии закончил филологический факультет Московского университета, затем, после двухлетнего практического испытания, ему было присвоено звание учителя по русскому языку и словесности. Современники отзывались о нём как о милом и интересном человеке. Я бы добавила, что он был и великим тружеником, так как оставил после себя значительное литературное наследие.

    В.Н. Добровольский был увлечённым собирателем Смоленского фольклора.

   Он записывал тексты с необыкновенной точностью, без исправлений и литературной обработки. Учёный объездил всю Смоленскую губернию, в результате чего появились его научные труды «Смоленский этнографический сборник» (в четырех частях) и «Смоленский областной словарь».

    В первую часть сборника включены фольклорные произведения, отображающие местные особенности Смоленской губернии.

    Вторая часть состоит из произведений семейной обрядовой поэзии.

    Третья часть – пословицы, поговорки, приметы, четвёртая – игры, песни.

    Сборник В.Н. Добровольского стал одним из лучших изданий по фольклору Западного края России и получил высокую оценку от членов Русского географического общества.

   В 1914 году Академией наук был издан «Смоленский областной словарь» В.Н. Добровольского. Материалы для этого словаря учёный собирал долгие годы. Эта книга стала весомым вкладом в этнографическую науку, историю и филологию.

    Мир, запечатлённый Добровольским – это чудо народной речи, звучащей из бесхитростных рассказов крестьян. Прикасаясь к страницам этнографического сборника, читатель оказывается в зачарованной сказке, где всё наполнено нереальными причудливыми героями, заговорами, пословицами, играми и приметами; получает от прочтения огромное количество эмоций, впечатлений и знаний о прошлом своей родины.

   Как много мог бы сделать В.Н. Добровольский для нашего родного края, для Российской филологии, если бы не трагическая смерть от руки бандита! Трагедия произошла 8 мая 1920 года. Закатилось солнышко нашей Смоленской земли!

   Личность и деятельность В.Н. Добровольского, по-моему, является примером бескорыстного служения отчизне. Яркая, многогранная, энергичная натура учёного привлекает к себе сквозь время и пространство. Окунаясь в мир фольклора, собранного и сохранённого В.Н. Добровольским, я восхищаюсь мудростью предков, задумываюсь над значениями непонятных слов, и сами собой выплывают в моём сознании резные наличники на деревенских домах, сказочные деревянные избы, залитые лучами тёплого солнышка, запахи цветов и земляники – всё то, что я называю Родиной, любимой моей Смоленщиной.

   Шишов Степан, ученик 11 класса МБОУ  СШ № 25

«Федор Николаевич Глинка: Русский офицер и великодушный гражданин»

Истинный герой отличается простотою нравов

и нежностию чувств в мирное время,

мужеством и храбростью на поле брани

и пламенной любовью к Отечеству.

Ф. Н. Глинка

    Издревле Смоленщина славилась фамилиями своих выдающихся земляков. Писатель и блестящий дипломат Грибоедов, художник Микешин, скульптор Коненков, княгиня-меценатка Тенишева, известный на весь мир путешественник Пржевальский, потрясающие поэты и писатели Твардовский, Исаковский, Борис Васильев, первый космонавт планеты Гагарин… Продолжать можно до бесконечности. Но особое место в этой плеяде выдающихся смолян бесспорно занимает «смоленских Глинок славный род». Однако при упоминании фамилии «Глинка» большинство людей вспоминает в первую очередь Михаила Ивановича Глинку, в то время как другие имена прячутся в тени  знаменитого композитора. Например, для меня настоящим открытием стала личность Федора Николаевича Глинки.  

    Федор Николаевич прожил долгую и интересную, хоть и не лишенную трудностей и бед жизнь, был выдающейся и разносторонне развитой личностью. На страницах русской истории он известен в первую очередь как личный адъютант генерала Михаила Андреевича Милорадовича, которого сопровождал сначала в военном походе 1805-1806 годов, а затем во время войны 1812 года и последующих заграничных походах.

    Федор Николаевич был участником самых масштабных и кровопролитных сражений: присутствовал при Аустерлице и на Бородинском поле, участвовал в боях при Тарутине, Малоярославце, Вязьме, Дорогобуже. За свои воинские заслуги не раз был представлен к наградам. Свои воспоминания о военной службе Федор Николаевич Глинка позднее выразил в  многотомном  труде под названием «Письма русского офицера» и в книге «Очерки Бородинского сражения».

    В 1816 году Федор Николаевич, как и многие молодые дворяне той эпохи, присоединился к «Союзу спасения». Однако многое во взглядах будущих декабристов ему претило. Это была временная дорога, потому что, сочувствуя стремлению к свободе, которую провозглашали декабристы, он все-таки не был согласен в тех путях, которые высказывали некоторые из них. Он всячески хотел избежать кровопролития. Он видел кровь, он знал, что такое война, и боялся этого, поэтому  постепенно отходил от общества декабристов.  

   И все же эта связь с декабристами стала для Федора Николаевича роковой. Продолжая служить личным адъютантом генерал-губернатора Петербурга Михаила Андреевича Милорадовича, 14 декабря 1825 года он оказался на Сенатской площади. Существует легенда, что, раненый Петром Григорьевичем Каховским, Милорадович перед смертью произнес фразу: «Глинка не виновен!» - и даже просил у Государя Императора о помиловании для своего адъютанта. Однако это не спасло Федора Николаевича от ареста и последующей ссылки в Петрозаводск.

   Федор Николаевич был очень разносторонним человеком. Настоящий русский офицер был также блестящим поэтом, прозаиком и публицистом. Еще в 1816 году он стал членом «Вольного общества любителей русской словесности», был знаком со многими выдающимися творческими личностями той поры, но самая крепкая дружба связывала его с Александром Сергеевичем Пушкиным. Со знаменитым поэтом Глинка познакомился почти сразу после того, как Пушкин окончил Царскосельский лицей. Они вместе посещали кружок «Зеленая лампа» братьев Тургеневых и другие литературные объединения. Пушкин в шутку называл Глинку «божьей коровкой», но, отдавая дань таланту и высокой нравственности Федора Николаевича, также одарил его статусом «Великодушный гражданин». Трудно представить себе более меткую и точную характеристику для этого выдающегося человека. Они регулярно писали друг другу письма, не раз посвящали стихотворения. Есть версия, что как-то раз Федор Николаевич даже отговорил вспыльчивого Пушкина от очередной дуэли. Он, бесспорно, глубоко переживал смерть великого поэта.

    После почти тридцати лет, проведенных сначала в петрозаводской ссылке, затем в Орле и Москве, Федор Николаевич Глинка вновь возвратился в Петербург, где, по некоторым сведениям, увлекся мистицизмом и спиритизмом. Он даже написал мистические произведения, такие как «Свободное подражание книге Иова» и поэма «Тайная капля». Есть мнение, что в молодости он также был членом масонской ложи. Однако эти увлечения быстро проходят, и позже Глинка в них раскаивается. Вероятно, на путь истинный он смог вернуться с помощью жены.

    Еще в 1831 году он женился на Евдокии Голенищевой-Кутузовой. Женщиной она была крайне интересной и высокообразованной. Евдокия Павловна была писательницей и переводчицей немецкой лирики. Брак этот был очень удачным: помимо сильной любви и глубокого взаимного уважения, у них было еще и особое духовное родство. Она очень понимала то, чем занимается Федор Николаевич, а Федор Николаевич ценил ее творческие намерения, творческие планы. Они делились друг с другом всем – у них все было общее, все заедино.

   В 1862 году Федор Глинка переехал в имение жены Кузнецово в Тверской губернии. Там он всерьез увлекся археологией, в том числе исследованием курганов. А кроме того активно занимался общественной деятельностью, в том числе был попечителем в учебных заведениях. Кажется, чем старше он становился, тем шире становился круг его интересов, тем усерднее он работал. Ум его с годами не гас. И это, конечно, удивительно.

   В Твери прошли последние годы жизни Федора Николаевича Глинки. В 1880 году он был похоронен на кладбище Жёлтикова монастыря рядом со своей горячо любимой супругой.

    К сожалению, от имения Кузнецово сейчас тоже мало что осталось. Однако память об этом выдающемся человеке, настоящем русском офицере и великодушном гражданине, его творческое наследие живы и по сей день. Недаром его имя увековечено на стене Храма Христа Спасителя.