По следам преподобного Авраамия Смоленского

       25 сентября 2020 г. в рамках проекта «Смоленск Просвещенный» состоялась экскурсия «По стопам преподобного Авраамия Смоленского».  Её участниками стали студенты и преподаватели Смоленского государственного университета. Разработал маршрут и провел экскурсию кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений СмолГУ Д.В. Валуев.

      Экскурсанты ознакомились с основными вехами жизни выдающегося просветителя, проповедника, иконописца, жившего в Смоленске на рубеже XII – XIII вв. Своеобразной «лоцией» этого путешествия послужило житие преподобного Авраамия, написанное его учеником, святым Ефремом. Пройдя по улицам древнего Смоленска, участники экскурсии посетили места, связанные с деятельностью выдающегося подвижника благочестия. Они узнали, как выглядел средневековый Смоленск в период своего расцвета, пришедшегося на 1180-1210 годы.

      В ходе экскурсии её участники побывали на раскопках, которые на территории, некогда входившей в Пятницкий конец древнего города, проводит Смоленская экспедиция Института археологии РАН. Заместитель начальника экспедиции, кандидат исторических наук И.Н. Ершов рассказал о последних результатах её трудов, продемонстрировав некоторые из находок.

     Завершилась экскурсия в Спасо-Преображенском Авраамиевом монастыре, основанном епископом Смоленским святым Игнатием. Игуменом этой обители, в последние годы своей жизни был преподобный Авраамий, немало сделавший для благоукрашения её главного храма. Участники экскурсии услышали рассказ о непростой исторической судьбе монастыря, и о его возрождении в современных условиях.        

      Публикуем отзывы участников экскурсии.

      Елена Агинская, поэт, участник литературного объединения "Персона": 

    "В основу рассказа Д.В. Валуева о первом просветителе Смоленска, философе, иконописце, проповеднике покаяния и Страшного суда легло житие Авраамия Смоленского, написанное его учеником преподобным Ефремом. Благодаря житию мы знаем, что святой появился на свет в состоятельной семье, в которой до него рождались только дочери.  Родители долго молили о наследнике, и в 1172 году их просьбы были услышаны. Когда Авраамий «достиг разумного возраста», родители отдали его на обучение в один из монастырей. Отрок проявлял редкую одаренность и прилежание, а свободное время проводил в церкви, где был певчим и чтецом. После смерти родителей благочестивый юноша роздал свое имение и стал иноком в обители Успения Богородицы в Селище недалеко от Смоленска (ныне деревня Богородицкое). Около тридцати лет преподобный прожил в монастыре, прежде чем был пострижен в монахи. Избранный духовником, ежедневно совершал литургию и проповедовал. К  сожалению, до нас дошла единственная проповедь святого Авраамия: «Слово о небесных силах, чего ради создан бысть человек». Житие» сообщает также о написании им икон «Страшный суд Второго пришествия» и «Изображение мытарств, проходимых душею по смерти». Авраамий умел понятно толковать Священное Писание, его проповеди, а также подвижническая жизнь привлекали к нему множество народа – и духовных, и мирян. В то же время популярность Авраамия вызвала зависть других священников, утверждавших, что  его красноречие вызвано колдовством, и потребовавших судить святого. На суде преподобный отвел от себя ложные наветы, но епископ Игнатий запретил ему проводить службы. После несправедливого приговора в городе начались болезни и засуха. Владыка признал свою ошибку и смиренно попросил Авраамия о прощении. По молитвам святого произошло чудо – пошел дождь, и засуха прекратилась. Вскоре епископ Игнатий в Смоленске при церкви Ризоположения основал монастырь (ныне Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь) и наградил святого званием архимандрита, поручив ему заботы об обители. Святой Авраамий отошел ко Господу приблизительно в 1219–1224 году, проведя в монашестве 50 лет.  

        На экскурсии  мы прошли той же дорогой, по которой святого вели на неправедный суд, посетили Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь, а также смогли побывать на раскопках в историческом месте города – так называемом Пятницком конце".