"Никифор Мурзакевич"

   Лекция посвящена судьбе «Смоленского Карамзина», первого историка города Смоленска отца Никифора Мурзакевича. Лектор - историк, краевед, кандидат исторических наук Демьян Валерьевич Валуев. Оператор - Денис Артёменко 

      Отзывы студентов:

                                                                                    * * *

   Лекция о Никифоре Мурзакевиче интересна и при этом не перенасыщена. Демьян Валерьевич Валуев доступно рассказал о жизни «смоленского Карамзина». В получасовое видео лектор вместил все необходимые факты для понимания жизни и творчества Никифора Мурзакевича. Я думаю, что такой материал будет интересен людям разного возраста и разной степени вовлеченности в историю как науку.

  Лекция сопровождалась различными фотографиями и кадрами из документального фильма, из-за чего внимание не рассеивалось, интересно было не только слушать, но и следить. Также понравилась рамка с отдельно вынесенными фактами. Это особенно полезно, если есть желание законспектировать лекцию. Ещё это помогает ухватиться за факт и лучше его запомнить, очень удобно воссоздать последовательность событий.

   Весь рассказ хорошо продуман. Из составленной цепочки фактов ничего не убрать и к ней ничего не добавить. Поведение лектора и его манера речи располагают к тому, чтобы полностью погрузиться в историю о Никифоре Мурзакевиче. Чувство остаётся как от продуктивного занятия – вся информация так хорошо отложилась в голове, что не нужно заучивать. Я думаю, что лекция именно такой и должна быть.

   Хочу отметить, что сама тема интересная. Думаю, что далеко не каждый житель Смоленска знает историю жизни Никифора Мурзакевича.

   А ведь его работы очень важны для нашего города. Понравилось, что лектор обозначил места, которые связаны с первым смоленским историком.

   Это похоже на нить, которая связывает нас с той эпохой. Сильнее чувствуется связь с тем, что происходило столетия назад. И, опять же, всё рассказано просто и доступно.

   Конечно, хотелось бы посмотреть видео, разбитое на тематические блоки. Было бы неплохо разделить лекцию на короткие эпизоды с отдельным заглавием и отдельной заставкой. Думаю, что это поможет ещё больше усилить внимание зрителей.

Захаренкова Ангелина

Содержательно, но шероховато

   Видеолекция Демьяна Валуева об одном из первых историков Смоленска Никофоре Мурзакевиче – это действительно содержательные и информативные полчаса, но которые трудно смотреть. И причин этому несколько.

    Во-первых, не хватает разнообразия в кадре. Планов с лектором всего два. При этом хорошо видно, что нашему герою не очень удобно (постоянно ёрзает). При этом иногда можно наблюдать вставки хроники и постановочных кадров. Но они так редки, что практически не запоминаются.

   Решить проблему однообразия в кадре можно было легко: разместить лектора за преподавательским столом. Это позволило бы не только разнообразить смену планов перебивками деталей рабочего места, но и демонстрировать какие-либо труды, о которых идёт речь в лекции.

   Во-вторых, одноканальный звук. Отсутствие интершума усиливает фоновый шум мирокофона-петлички, и поэтому постоянное шипение, как при работе люминесцентных ламп. И если ранее указанную первую проблему можно было решить тем, что это всё же предмет в первую очередь для прослушивания, то проблема со звуком как раз играет против данного аргумента.

   В-третьих, несмотря на ранее одобренные постановочные кадры, они раздражают фоновой музыкой, которая возникает резко, отвлекая от слов лектора. Либо уж делать фоновую музыку на всю лекцию, делая её едва слышимой, либо отказаться от неё совсем. Возможно, будь больше подобных вставок, такой бы проблемы и не было.

   Если говорить о самой лекции, то в профессионализме Демьяна Валерьевича сомнений никаких нет. Лектор действительно интересно рассказывает.

    Видно, что он не читает по бумажке. Небольшие запинки только утверждают живость и искренность его речи.

   Можно ли узнать что-то новое? Да. Несколько интересных фактов, которые позволяют не только удивиться, но и закрепить услышанную информацию в голове, имеется. Некоторые высказывали мнение, что не хватает информации о трудах Никифора Мурзакевича, но здесь следует понимать, что лекция прежде всего о человеке. Иначе бы это было не получасовое видео, а гораздо больше. И можно было бы высидеть час с таким подходом к технической стороне этого проекта – интересный вопрос.

Андрей Привалов

* * *

      Видеолекция оказалась очень интересной и познавательной. Ранее я слышала о Никифоре Мурзакевиче, но подробностей его жизни не знала. Лектору, Демьяну Валерьевичу Валуеву, удалось ясно изложить материал и удивить слушателя интересными фактами из жизни Мурзакевича (например, меня поразил рассказ о встрече Мурзакевича и Наполеона). Думаю, что формат видеолекций очень удобен, ведь слушатель может обратиться к материалу в любое удобное для него время. Однако в таком формате отсутствует возможность задавать возникающие вопросы лектору и сразу получать ответы, что мне кажется не очень удобным.

Раксана Багдасарова

* * * 

    Лекция Демьяна Валерьевича Валуева о Никифоре Мурзакевиче интересна и познавательна. Бедный священнослужитель, несмотря на множество жизненных трудностей создаёт исторически ценный труд 'История города Смоленска' и издаёт его. Книга имела большой успех. За гонорар Мурзакевич смог купить деревянный дом. Во время Отечественной войны отец Никифор проявил мужество и стойкость: помогал раненым, успевал убитых, защищал церковные ценности от мародеров.
     Незаурядная личность, безусловно, заслуживает внимания. Я считаю, мы смоляне, должны знать о таких людях.
   Лектор последовательно, с чувством излагает материал. Лекция насыщена множеством интересных и живых подробностей (с 14 лет кормил семью, исторический труд оценил Николай I, воочию зрел Наполеона). В небольшом видеоматериале полно представлены все основные вехи жизни и деятельности Мурзакевича. Можем сделать вывод: видеолекция очень ёмкая. Валуев говорит размеренно, чётко, обладает приятным голосом. На его лице видно заинтересованность темой и делом, что, безусловно, приковывает внимание слушателя. Всю лекцию сопровождают подобранные со вкусом фотографии. Есть фото самого героя лекции, фотографии старого Смоленска. Визуальное подкрепление здесь очень важно - это же видеолекция! Ключевые слова представлены субтитрами. Сменяют они друг друга плавно, что позволяет успеть прочитать и осмыслить их.
    Хочется пожелать лектору вдохновения и озарений для создания новых видеолекций, съемочной группе - терпения, ведь, наверное, трудно сразу получить видео в желаемом виде.

Виктория Целикова

* * *

   В данной лекции повествуется о Никифоре Мурзакевиче и его роли в описании истории Смоленщины. Лекция дает интереснейшую и всеобъемлющую информацию - так, в частности, рассказывается о предках, таких как Василий Мурзин, который был пленен русской армией и перешел в православие.

     Лекция очень интересна - она погружает нас в мир людей той эпохи, в настоящее, яркое прошлое.

     Лектор мастерски строит свою речь - плавные переходы от темы к теме, вкрапление интересных фактов добавляет еще больше интереса повествованию.

   Видеоряд также заслуживает внимания - регулярно демонстрируются иллюстрации, портреты, документы тех лет. Единственное замечание в плане аудиовизуального ряда - видимо, не очень хорошо настроен микрофон, есть легкое шипение на фоне речи лектора, и из-за этого не очень удобно слушать прекрасную музыку, звучащую во время лекции.

     Путь отца Никифора был сложным - ранняя смерть отца, негативное отношение некоторых священнослужителей - ведь отец Никифор всерьез занимался наукой, собирал книги, что им не нравилось. Никифора Мурзакевича считали несколько «чудаковатым».

   Помог случай - знакомство с сыном МГУ позволило получить помощь «из центра», собрать новую информацию для книги «История губернского города Смоленска». На этапе издания вновь вмешались внешние силы - отец Димитрий был активно против издания книги, да и в целом занятий «непрофильным» творчеством вместо службы.

    Помощь генерал-губернатора Смоленска С. С. Апраксина сыграла огромную роль- книгу таки удалось издать, но епископ Дмитрий был в ярости и отправил диакона искать новое место.

    Во время войны 1812 года Никифору пришлось тяжко. Смерть матери, дочери, тети, стесненные обстоятельства жизни не мешали служить. Он был лично знаком с Наполеоном. После освобождения Смоленска было возбуждено дело против отца Никифора (из-за встречи с императором французов). На время следствия ему запретили служить. 

    После 1814 года он был оправдан, и продолжил служить. Участвовал в общественной работе, помогал бедным, писал новые произведения, и даже рассказывал о Смоленщине великому князю Николаю Павловичу.

    Таков путь этого замечательного человека, о котором и было рассказано в лекции. Никифор Мурзакевич- важная часть Смоленска просвещенного.

   К несомненным достоинствам лекции можно отнести простую и приятную подачу материала, отличный видеоряд, музыкальное сопровождение, а единственный минус, обнаруженный мной – это дефект записи звука.

Сухов Всеволод, ФГБУ «ВНИИ Экология»

* * *

   История жизни «смоленского Карамзина» Никифора Мурзакевича представляет собой не что иное, как, если говорить современным языком, историю selfmade-man. Всю жизнь он посвятил служению родной земле и знанию – интересно, что последнее не стало кредом Никифора Мурзакевича. Познакомить с противоречивой натурой историка, используя формат лекции длиною не более 30 мнут – вызов, который авторы проекта успешно приняли и довели до конца.

     В представленной лекции примечательна структура – лектор идёт со слушателем по годам и основным событиям жизни Никифора Мурзакевича, заостряя внимание на том, что нашло отражение в творчестве и личности героя. Так, интересен образ отца – Адриан Васильевич, безусловно, послужил сыну иконой для подражания: начитанный, умный и горячо любимый. Его смерть стала сильным ударом для юноши (ему пришлось прервать обучение, пойти по стопам отца и удариться в образование). Очевидным становится несокрушимый стержень внутри Никифора Мурзакевича – все жизненные неурядицы он использует себе на благо.

     Рационализм и великодушие идут рука об руку: Никифор Мурзыкевич, как мы узнаем из лекции, имел большую семью, несмотря на недостаток денег, он брал также на воспитание сирот, которых одаривал любовью как родных. Времени хватало и на любимое дело: он решил написать полноценный исторический труд по истории Смоленска.

    В лекции, которая представляет собой документальный фильм о судьбе историка сочетаются визуальная и аудио- части. Лектор подкрепляет своё повествование появляющимися на экране по необходимости иллюстрациями и краткими выжимками с основными моментами: даты, текст и фото хорошо различимы для взгляда. Тембр голоса лектора также стоит выделить в отдельный пункт рецензии: голос повествователя не вызывает раздражения, его темп умеренный, что позволяет усвоить максимум информации о герое.

     Интересно, что лектор не останавливается только на личности Никифора мурзакевича. Он пытается увлечь слушателя другими персоналиями- современниками историка. Например, примечательна роль Апраксина в судьбе историка -  ведь он помогает издать труд «История».

    В лекции есть краткое изложение основных положений главного труда «Смоленского Карамзина»: мы узнаём, что это – своеобразная летопись, изложение в хронологическом порядке собранных автором сведений из истории родного края.

     Книга содержит сведения о князьях, княживших в Смоленске, о царях, посещавших Смоленск, о войнах за Смоленск, о Смоленских епископах и архиепископах, о строительстве и освящении церквей и монастырей, о пожарах, неурожаях, голоде и других событиях, которые казались ему примечательными. Второе издание книги, которое дополнила 5-я книга с грамотами русских, польских и литовских государей, данными Смоленску, была представлена императору Александру I, который велел выдать автору 500 рублей. Смоленское дворянство и граждане ссудили отцу Никифору 1500 рублей, что дало возможность улучшить условия жизни семьи и купить дом близ Одигитриевской церкви, где он служил.

     Подводя итоги, отмечу, что лекция будет интересна не только студентам узкого профиля, но и любому человеку, который желает поглубже узнать об истории своей малой родины, но не знает, с чего начать. Небольшой объём, который никак не отражается на глубине содержания, позволит сделать выбор в пользу Никифора Мурзакевича – человека, который свою жизнь отдал служению истории и культуре родной земли.

Сидоренко Екатерина, магистрантка СмолГУ