"Вадим Соломонович Баевский"

   Девятая видео-лекция цикла о смолянах-просветителях посвящена доктору филологических наук, профессору Вадиму Соломоновичу Баевскому. Он ученый, известный во всем мире своими работами о творчестве Пушкина и Пастернака, основатель смоленской филологической школы, лауреат литературных премий имени А. Твардовского,  М.Исаковского, Н. Рыленкова. 

       ОТЗЫВЫ:

    Родился 28 сентября 29 года в Харькове. Мать – детский врач, отец – редактор, писатель, сценарист. Он стал жертвой репрессий. Это преследовало и Баевского-младшего.

    В детстве Баевский хотел стать либо летчиком, либо футболистом. Но не смог из-за резкого ухудшения зрения. В футболе Баевский находил жизненную стратегию, о чем писал в дневнике.

    «Вот как нужно в жизни: смело идти на троих и забивать».

    «Надо делать и делать свое, невзирая на неудачи».

   Баевский в школе был явным гуманитарием. Он поступил в Киевский пединститут имени Горького на филологический. С первого дня стал изучать литературу, древние языки, логику. Искал истину.

   Первый выбор Баевского пал на Эсхилла. Но грянула борьба с космополитизмом, и его статья на эту тему не увидела свет.

  11 лет работал в школе шахтерского поселка Донецкой области и поступает на заочное отделение факультета иностранных языков в Москве.

   Помимо занятий организовал в школе театр. Довел до защиты диссертацию о Тургеневе, но защищать не стал, так как

   В 1962 году устроился работать в Смоленский пединститут, защитив диссертацию на тему методики преподавания литературы. Он вел литературную студию и филологический кружок. Ему удалось опубликовать тексты воспитанников в сборнике «Тропинка на Парнас». Позже из этого объединения вышли известные поэты, к примеру, Раиса Ипатова.

   Далее Баевский защитил диссертацию «Типология стиха русской лирической поэзии», где впервые в СССР применил точные методы в литературе. ВАК отправил работу на допэкспертизу. Диссертация получила разгромный отзыв, но ВАК не ограничился им, а привлек в качестве эксперта академика Андрея Колмогорова. Он написал лично Баевскому и вложил копию отзыва.

  Исследования Баевского с применением точных моделей в литературе подводят итог филологической науки в 20 веке и открывают новые перспективы.

  Интересы Баевского – история литературы, литература 19 столетия, смоленская литература. Из персоналий – Пушкин, Пастернак, Леонид Семенов. Пушкин вошел в сознание Баевского в раннем детстве. Так мать родилась с Пушкиным в один день разницей 100 лет. С Пастернаком Баевский был знаком лично и поддержал его в сложный период травли.

    Последняя работа Баевского – о поэтике остранения Пастернака. За счет текстов Пушкина и Пастернака Баевский сказал новое слово в поэзии. Так поэзия Пушкина – противостояние юности и зрелости. И между двумя периодами – 4 года кризиса. Баевский прояснил религиозное сознание Пушкина.

      Также Баевский дополнил теорию русского реализма.

   Баевский порывает с догмами о Пастернаке. К примеру, он доказал, что одна сложность сменилась другой: синтаксис смыслами. Когда насыщаются исторический, мифологический, религиозный пласты. Доказал, что Пастернак имитирует поток сознания, но его поэтический мир организован по четким законам. Также Баевский впервые поставил проблему идеологии этатизма и ее отражение в структуре русского романа.

   Итогом его исследований по Пушкину и Пастернаку стала книга «Пушкинско-Пастернаковская культурная парадигма».

   Ярким событием филологической науки в 2007 году стал выход в свет книги Леонида Семенова, которую подготовил Баевский. Ему удалось в жесткую структуру серии, состоящую из разделов, добавить удивительно живой текст, который можно назвать романом о Леониде Семенове.

 Также важен вопрос о положении Смоленской поэтической школы на постсоветском пространстве. Ядром исследований Баевского стала гипотеза Македонова о том, что в 20х-30х годах сложилась Смоленская поэтическая школа. Основатели – Исаковский, Твардовскийй, Рыленков. И еще был ряд поэтов, близких по творчеству к Смоленской поэтической школой (Яшин). Были и поэты-смоляне, не имеющие пересечений с СПШ. Баевский в своей докторской диссертации нашел математически точное подтверждение гипотезы. Он взял творчество 20 смоленских поэтов и обнаружил сходство Твардовского, Исаковского, рыленкова и Яшина. Так гипотеза Македонова перешла в теорию.

  Баевский был убежден, что документы должны публиковаться максимально полно вне зависимости от содержания. Он фиксировал в дневнике все разговоры, переписку. Благодаря его дневникам можно восстановить это.

 Записывает 4 жизненные программы. А – философское отношение к жизни. В – взаимоотношения с семьей и ближними. С – профессиональное развитие. D – культурное развитие и досуг. В начале месяца он ставил себе задачи, которые потом проверял. Это и привело его к международному признанию. Его даже признали человеком 1998 года. В Смоленске он создал уникальную научную школу, о которой узнали во всем мире.

  Половину времени Баевский отдавал науке, половину – ученикам. Под его руководством защитили кандидатскую 28 учеников. Баевский был невероятно строг и пунктуален, но все, что требовал у других, выполнял сам. Нужно было приходить вовремя и готовиться к встрече.

   Баевский вошел в историю как ученый, как педагог, как писатель. Главное в нем было то, что он – педагог. Он оставил после себя научную школу и научную традицию.

   Таким образом, портрет ученого нельзя описывать в отрыве от его биографии. Это человек, который смело шел вперед, постоянно совершенствовался и того же хотел от других. Кроме того, он сам считал, что ученым нужно родиться. Есть прирожденные ученые, а есть те, кто примазался. Взвалив на свои плечи и труд ученого, и активную педагогическую деятельность, Баевский не мыслил одного без другого. О фактах, приведенных выше, можно судить о качествах Баевского, которые помогли ему создать новое направление в литературоведении.

Андрей Федоскин