Запоздалый дебют: литературная судьба Гервасия Псальмова

    "Запоздалый дебют: литературная судьба Гервасия Псальмова" - так назывался доклад, прочитанный участниками команды проекта, докторами филологических наук Л.В. Павловой и И.В.Романовой на международной конференции "Проснуться знаменитым": стратегии литературного успеха и литературная репутация в эпоху fin de siecle", 5-6 октября 2020 состоявшейся в ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН.

     Гервасий Ефремович Псальмов (1848–1900) – одаренный поэт-самоучка, крестьянин Смоленской губернии. «Крестьянская» тема, доминирующая в стихах Псальмова, существенно отличается по своему содержательному и формальному решению как от кольцовской традиции XIX века, так и от «новокрестьянской» поэзии, уверенно привлекшей к себе читателей в 10-20 годы ХХ века. При жизни поэта лишь несколько его стихотворений были опубликованы в различных провинциальных периодических изданиях. Поощрительное внимание епископа Смоленского Нестора и выдающегося педагога С.А.Рачинского, поддержка преданной жены, дворянки по происхождению, Н.В. Пичугиной (Псальмовой) не помогли осуществить мечту – обрести широкий круг читателей. В 1914 году, спустя более десяти лет после смерти поэта, вышло в свет объемное Собрание его сочинений. Однако время требовало иных поэтических откровений, дебют поэта из смоленской глубинки остался незамеченным. Целенаправленное филологическое исследование поэзии Г.Е. Псальмова началось в 10-е годы XXI века, ряд наблюдений и выводов свидетельствуют о художественном своеобразии его поэзии, явившей собой своего рода «невостребованный путь» развития так называемой крестьянской лирики в отечественной литературе.