Итоги конкурса эссе среди смоленских школьников

     Осенью 2020 года в рамках проекта «“И нам уроки мужества даны в бессмертье тех, что стали горсткой пыли…”: смоленское литературное наследие времен Великой Отечественной войны», поддержанного фондом "История Отечества", среди школьников Смоленской области в заочной форме был проведен конкурс эссе на тему «Великая Отечественная война и ее отражения в творчестве смоленских писателей».

     В составе жюри были преподаватели кафедры литературы и журналистики СмолГУ: к.ф.н., доцент О.А. Новикова, д.ф.н., профессор А.В. Королькова,  к.ф.н., доцент Э.Л. Котова.

      На конкурс было прислано 16 работ. Победителями стали сразу шесть учащихся средних школ.

   1 место присуждается Ульяне Иваненковой, ученице 6 «Б» класса МБОУ СШ № 37 г.Смоленска (руководитель: учитель русского языка и литературы М.Г. Миколюк).

     2 место разделили два ученика:

1) Артемий Крошин, ученик 8 класса МБОУ Самолюбовской СШ д. Лысовка Починковского района (руководитель: учитель русского языка и литературы Е.Н. Митич).

2) Ксения Макарова, ученица 11 класса МБОУ Стодолищенская СШ Починковского района (руководитель: учитель русского языка и литературы С.А. Максименкова).

     3 место разделили два ученика:

1) Елизавета Манаенкова, ученица 9 «А» класса МБОУ СШ № 2 г. Смоленска (руководитель: учитель русского языка и литературы – О.С. Лебедь),

2) Алена Кулачкова, ученица 7 «А» класса МБОУ СШ № 24 г. Смоленска (руководитель – учитель русского языка и литературы Н.В. Кошутина).

РАБОТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА

.

     Ульяна Иваненкова (1-ое место)

"У войны не детское лицо (по рассказу А. Я. Очкина «Четырнадцатилетний истребитель»)"

«Дети и война – нет более ужасного 

сближения... вещей на свете» 

А. Т. Твардовский

     Произведения о войне. Их так много. Но у каждого возраста они свои. Для меня, подростка 21 века, события тех лет настолько далеки и, признаюсь, порой трудно представимы. Вот и складываю у себя в голове пазлы: картины военных действий, характеры и судьбы людей на войне и в тылу и, что самое невообразимое, - участие во всем этом моих сверстников! Что помогает мне лучше понять и прочувствовать события ушедших лет?   

     Фильмы о войне. Среди последних просмотренных – «Крик тишины». Фильм о подвиге, иначе не назовешь, моей одногодки, девочке, спасшей в голодном Ленинграде двухлетнего соседа, которого взрослый человек – мама! – эвакуировавшись, оставила умирать в холодной пустой квартире.

       Помимо фильмов – рассказы о событиях 1941-45гг взрослых: родителей и учителей. Сколько времени мы проводим с бабушкой за обсуждением этой темы! В школе на уроках литературы, классных часах и внеклассных мероприятиях, тем более в юбилейный год, год 75-летия Победы над фашизмом, тема памяти о событиях Великой Отечественной войны актуальна как никогда.

     А ещё… книги! Несмотря на мой небольшой читательский опыт, прочитанного о войне в моей копилке очень много. Но больше всего меня трогают страницы, рассказывающие о детях, в чьи судьбы без спроса вошла война.

   Передо мной рассказ моего земляка Алексея Яковлевича Очкина «Четырнадцатилетний истребитель». Автор знал о войне не понаслышке. В 1941 году шестнадцатилетним подростком он добровольно ушёл на фронт и прошёл всю войну до победного конца. Алёшка Огонь – так любовно звали Алексея его фронтовые товарищи. Такого же прозвища, я думаю, заслуживает и герой рассказа Ваня Фёдоров.

      Обыкновенный сельский мальчик жил на Смоленщине. Но началась война. В неполные четырнадцать лет он остался без родителей и крова: «…глаза его запечатлели навсегда исковерканную родную деревеньку и стали не по-детски взрослыми». И вот «зайцем» во фронтовых эшелонах мальчик пробирается на фронт.

      Читать без слёз невозможно. «У войны не женское лицо», – сказала белорусская писательница Светлана Алексиевич. Я добавлю: и уж тем более не детское. Но ведь женщины и дети становились настоящими героями. Доказательством тому – рассказ, который лежит передо мной.

     От страницы к странице я открывала для себя образ Вани Фёдорова. «Нелюдимыш» - говорит автор о мальчике,  которого только сняли с поезда и пытались накормить солдатской кашей: «…котелок не берёт, имени своего не говорит… В глазах - такое, что прямо тоска пробирает…».  И началась фронтовая жизнь Вани Фёдорова. Первая бомбёжка, во время которой новоиспечённый боец помогает разгружать машину с боеприпасами, показала, что он не робкого десятка. «В любую секунду снаряды могли взорваться и разнести его в клочья», но Ваня в тот момент не понимал, какой опасности подвергался.

     Читаю дальше…  Вместе с Ваней я стою на солнечной поляне у боевого знамени дивизии на митинге перед боем и даю клятву «биться до последнего удара сердца». А далее – бой. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», - вспомнились стихотворные строки Юлии Друниной. Во время боя Ваню, а меня вместе с ним, «пригибало вниз неодолимое желание спрятаться за каменную стену» при виде приближающихся танков противника. Гул моторов, лязг гусениц, чёрные кресты на стальных коробках, дула пелемётов, хоботы пушек – всё это не могло не испугать. Да и танков с крестами было в десять раз больше, чем наших пушек «сорокопяток»! «Как ни страшно было, он заставил себя смотреть на бой», - читаю я. Страх прошёл при виде убитых боевых товарищей. Ваня принялся подавать снаряды и «был готов таскать, пока не остановится сердце». Атака немцев отбита, и я вместе с Ваней перевела дух. Но это была лишь короткая передышка. В следующей атаке Ваня заменил раненного в лицо наводчика и уже сам стрелял по вражеским танкам.

     Строчка за строчкой. Слово за словом. Вместе с Ваней я вижу смерть его товарищей, тех, с кем он совсем недавно шутил на привале. Становлюсь свидетелем гибели молоденькой комсомолки, медсестры Анны. Так хотелось поскорее дочитать до конца и узнать, что Ваня остался жив, дошёл до Берлина…

      Перед решающим боем Сталинградской битвы 14 октября 1942 года Ваню должны были отправить в тыл армии, а затем в суворовские и ремесленные училища (это указание касалось многих мальчишек-фронтовиков), но вой сирен «тысячи бомб, сплошной град металла» - такого ещё не было за всю великую битву. Атаки одна за другой! Ваня то у орудия, то строчит из автомата: «…сами фашисты, рассматривая в упор русского мальчишку, робели перед ним». Ваня как неуязвимый герой-богатырь! «Только уцелей!» - думаю я. Но… вражеский осколок раздробил Ване левую руку в локте. Вторым снарядом оторвало кисть правой руки. Слёзы навернулись у меня на глаза. А у Вани – тоже, но «не столько от боли, сколько от бессилия». Откуда у этого мальчика брались силы?

      «Прижав обрубками рук к груди гранату, он зубами рванул чеку и бросился под стальную грохочущую громаду… Раздался взрыв!» Слёзы душили меня. Не знаю почему, но в моём воображении сразу нарисовался памятник Мальчишу, шагнувшему в бессмертие.  

                                                               Плывут пароходы – привет Мальчишу!

                                                               Летят самолёты – привет Мальчишу!

                                                               А пройдут пионеры – салют Мальчишу!

* * *

      Крошина Артемия (2-ое место)

Мы жили замыслом заветным

Дорваться вдруг до всех наук

Со всем запасом их несметным –

И уж не выпустить из рук…

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать.

Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за неё в огнь и в воду,

 А если –

То и жизнь отдать.

А.Т. Твардовский

     Великая Отечественная война – самая кровопролитная война в истории человечества. Война, унёсшая жизни миллионов солдат разных национальностей, ни в чём не повинных детей и беззащитных женщин. За Великую Победу заплачена самая высокая цена – цена человеческой жизни. В судьбе каждой семьи война оставила свой страшный след. Подвиг совершался каждый день не только на фронте, но и в тылу: для всех находилась работа, и каждый человек приближал день победы.

     События этой страшной войны отражены в  художественной литературе смоленских писателей. Их произведения помогают нам окунуться в то суровое время и заставляют вновь и вновь задумываться о том подвиге, который совершил наш народ.

     Богата смоленская земля на выдающихся писателей и поэтов!  М.И. Исаковский, А.Т. Твардовский, Н.И. Рыленков, Б.Л. Васильев – известные литераторы, чьи имена тесно связаны с историей нашего города и историей нашей страны.  В годы войны своими произведениями они поддерживали боевой дух народа и вселяли веру в победу. Песни М.И.Исаковского распевали в каждой землянке на фронте, и они считались народными. Пронзительные стихи А.Т Твардовского заставляли задуматься о смысле жизни. По прекрасным произведениям Б. Васильева сняты фильмы, которые до сих пор трогают до глубины души каждого человека.

    Среди всего этого многообразия мне всё-таки хочется выделить имя Александра Трифоновича Твардовского. Невозможно представить нашу литературу без знаменитого «Васи Тёркина», его имя стало известно на весь мир, а сам герой помог всей стране пережить ужасные годы войны. «Василий Тёркин» стал настоящим народным героем. На протяжении войны меняется сам герой, меняется и взгляд автора на всё происходящее вокруг него и на фронте. Строки из поэмы заучивали, переписывали и читали вслух в перерывах между боями. Это произведение полюбилось всем людям прежде всего за его простой слог. Сам герой был близок и понятен каждому солдату, ведь ситуации были взяты из реальной жизни. Каждый узнавал в себе «Васю».

     Александр Твардовский собрал в своём герое все лучшие качества русского народа. Василий смелый, решительный, готов отдать свою жизнь за Родину. Попадая в разные сложные ситуации, он всегда из них выбирается при помощи находчивости и юмора. Даже в самое трудное время Тёркин не унывает и находит время для шутки.  Василий Тёркин очень любит свою малую родину – Смоленщину и постоянно о ней вспоминает. Как солдат он скромен, но и похвастаться может, хотя делает это с небольшой иронией. Ведь медаль ему нужна, только для того, чтобы похвастаться перед девчонками. Тёркин – душа компании! Как только он берёт в руки гармонь, вокруг него собираются все бойцы. Они знают, что Тёркин придаст им оптимизма и веры в победу. Именно вера помогла ему не попасть в лапы смерти во время ранения.

   Мне кажется, что именно это произведение помогло людям не упасть духом во время этой жестокой войны. Ведь страшные события могли очерствить души людей, а Твардовский своим произведением показал, что необходимо верить, надеяться и бороться за свою землю, не смотря ни на что. Доброта, юмор, любовь  к Родине и к своим боевым товарищам, которые присущи главному герою этого произведения, спасли миллионы людей от уныния и бессилия перед страшным врагом. Великое дело – нужное слово!

  Александр Твардовский – мой любимый поэт, а его герой, Василий Тёркин, для меня стал лучшим другом, с которым хочется поделиться своими мыслями. Я знаю много стихотворений Твардовского, но больше всего люблю отрывок из поэмы «Василий Тёркин» – «О награде».

    В заключение мне хочется поделиться стихотворением, которое было написано про моего любимого героя.

Я и Тёркин

У костра ночной порой

Под сосною старой

Вася Тёркин – наш герой

Вёл беседу с нами

Говорил про сабантуй

Да курил махорку.

Что нам этот сабантуй,

Когда с нами Тёркин!

Докуривши, на бок лёг,

Кителем прикрывшись.

Вася Тёркин – мой земляк,

О чём-то загрустивший.

 А в округе ширь да тишь,

Только ветер звонкий

- Вася, ты чего не спишь? –

Я спросил тихонько.

- Вспоминаю дом родной,

Про то я не забуду!

- ты вообще земли какой?

- Я смоленский буду.

Ай да Васька,  ай да малый!

Коли это в правду так,

Ты немного и немало

Получаешься земляк!

И с Василием обнявшись,

Растянувшись под сосной,

Сон последний потерявши,

Завелись о том о сём.

И беседа льётся звонко

Колокольчиком вдали.

На минутку смолк наш Тёркин:

- Погоди, брат, не спеши!

Вот закончим мы войну,

Говоря по чести,

На родную сторону

Мы поедем вместе.

Но пока, дружок, война,

Надо нам крепиться.

И родная сторона

Может только сниться…

И ночной наш разговор

Вёлся без заботы.

Хорошо, что он попал –

Тёркин – в нашу роту!

* * *

         Макарова Ксения (2-ое место)

Война глазами Бориса Васильева

О войне написано немало

Строчек героических, суровых.

Но сколько бы книг я ни прочитала,

Узнаю о подвигах всё новых.

       Многострадальная земля русская! Сколько невзгод и испытаний выпало на её долю! Сколько солдатских сапог её топтало! Сколько родной и вражеской крови впитала она. Всё вынесла, всё выдержала наша Родина, земля наша родная и в войнах не посрамила себя, всегда давая врагу достойный отпор.

     Самые свежие воспоминания хранятся в умах россиян о последней войне – Великой Отечественной, самой, по-моему, жестокой и беспощадной, унесшей миллионы человеческих жизней.

      В нынешнем, 2020 году, россияне отметили 75-летие со Дня Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. И этот день 9 мая – самый важный день в жизни нашего народа, праздник светлый, но в тоже время праздник «со слезами на глазах».

     Человеческая память – вещь капризная, не всё может сохранить. Стираются и неё некоторые события. Уходят из жизни люди – участники этих событий. Но о войне мы, россияне, будем помнить всегда и передавать эти воспоминания из поколения в поколение.

     Всё меньше остаётся на земле живых свидетелей войны- ветеранов, но остаются их мемуары, воспоминания и, конечно, художественная литература о войне. Многие из тех, кто писал и сами являлись свидетелями, участниками, знали её не понаслышке.

     Смоленская земля богата литературными талантами. О суровых военных испытаниях писали А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, Н.И. Рыленков. Но мало кто из моих сверстников знает, что уникальный писатель, бесподобный драматург, автор бессмертных повестей, Борис Львович Васильев, тоже наш земляк. Он родился в Смоленске 21 мая 1924 года. В мае 1941 года ему исполнилось 17 лет. Добровольцем ушёл в армию в составе истребительного комсомольского батальона. Годы военной службы оставили в памяти писателя уникальные фрагменты истории, которые и стали основой его повестей: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война» и других. Множество персонажей его произведений – настоящие герои Великой Отечественной войны, имеющие в жизни своих прототипов.

      Моё знакомство с творчеством Б. Васильева произошло случайно. В 14 лет   я впервые прочитала его повесть «А зори здесь тихие». Почему я говорю «впервые», потому что потом я перечитывала её ещё много-много раз. Меня заинтересовала история создания повести. Сам писатель утверждал, что в основу сюжета легло реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немцам. Они вступили в бой с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. Шестеро из них погибли, в живых остался только командир, награжденный впоследствии медалью «За боевые заслуги». Эта история показалась Борису Львовичу интересной. Однако, когда он приступил к работе над повестью, понял, что в послевоенной литературе было освещено много таких подвигов. Тогда автор решил героями своего произведения сделать молодых девушек. Вот тут-то повесть и заиграла новыми красками. Ведь освещать роль женщины на войне решался не всякий.

     Перечитав повесть во второй раз, я увидела войну глазами писателя и уже по-новому оценила её.

   Сюжет незамысловат: вчерашние школьницы уходят на войну, уходят добровольно. Наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – личность, у каждой были свои планы, своя семья. Но война отняла всё это.

   Из уст главного героя Васкова звучит мысль о том, что война, отнимая жизни у женщин, губит жизнь целого народа. Пятеро зенитчиц: Маргарита Осянина, Женя Комелькова, Галина Четвертак, Соня Гурвич и Лиза Бричкина вместе со старшиной пытаются увести фашистский десант, состоящий из 16 откормленных немцев, в сторону от охраняемого объекта. Силы не равны. Все девушки погибают. Васкову удаётся захватить в плен оставшихся в живых вражеских солдат. Спустя много лет, он возвращается на место боя, чтобы установить памятную плиту погибшим девушкам.

    Читая повесть, я задумалась: зенитчицы были практически моими ровесницами. А смогла бы я повести себя так, как Женя Комелькова или Рита Осянина? Пока не знаю, и очень бы хотелось, чтобы в моей жизни никогда не случалось такое испытание, какое выпало на долю героинь Б. Васильева.

    Война – страшная сила, которая не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. И, конечно, женщинам не место на войне. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет всё, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе. Именно в этом заключается главная идея повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

     После публикации в журнале «Юность» в 1968 году повесть принесла автору настоящую известность. Заинтересовались режиссёры: повесть экранизировалась 3 раза: в 1972, 2005, 2015 годах.

   Борис Васильев известен читателям ещё и как драматург, автор исторических романов, сценарист. В 1971 году свет увидел популярнейший фильм «Офицеры», созданный по сценарию писателя. 

    Каждый, кто знаком с творчеством Бориса Васильева понимает, что автор своими работами говорит о сохранении исторической памяти, памяти о жертвах, которые приносили наши предки ради мира на Земле. Произведения Б. Васильева - о необходимости истребления самой идеи нацизма, который лишал человека прав и свобод.

                                                                       Многие писатели – смоляне

                                                                       Рассказали правду о войне.

                                                                        Я читаю их и понимаю:

                                                                        Земляками я горда вдвойне!

* * *                                       

     Манаенкова Елизавета (3-ье место)

    Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны, но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата-героя освободителя. Смоленщина приняла на себя этот страшный удар одной из первых. Но в окопах солдаты противостояли фашистам не только боевыми силами: значимым стало слово. Слово поэтическое, прозаическое – в военные годы не было человека, не знавшего «Катюшу», не читавшего «Василия Тёркина» и не писавшего возлюбленной «Жди меня, и я вернусь…». Все эти памятники литературы принадлежат перу наших земляков – смолян.

    Авторы этих произведений не понаслышке знают обо всех тяготах войны.  Великий русский поэт, наш земляк, автор знаменитого «Василия Тёркина» Александр Трифонович Твардовский был корреспондентом на фронте. Он ощутил тяжёлую долю, выпавшую на судьбы многих советских людей. Своими произведениями ему удалось поддержать боевой дух армии, морально приподнять воевавших, забывших про сон, питание и другие обычные человеческие нужды. Главный герой поэмы "Василий Теркин" побуждает читателя оптимистически смотреть на войну, верить в светлое будущее. Без преувеличения можно сказать, что каждый советский солдат прошёл эту войну бок о бок с Тёркиным: автор сумел воплотить в нём самые близкие и родные каждому из воевавших черты характера.

    Неповторимым талантом и мастерством Твардовского восхищался сам Иван Бунин. В своём письме на родину он отзывался о «Василии Тёркине» так: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая лёгкость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова." Автор близок к народу, и использование такого «солдатского» языка стало одной из главнейших причин популярности произведения.

     Другой известный смолянин – поэт Михаил Исаковский. О нём писали так: «Он воевал стихом и песней…». Действительно: песня «Катюша» принадлежит его авторству. Он написал её ещё до войны, однако в суровые фронтовые годы песня приобрела второе дыхание. Её даже называли «оружием, которое способствует поднятию боевого духа». В это трудно поверить, но слова этой песни стали так близки народу и солдатам, что даже знаменитую боевую машину прозвали «Катюшей».

     Даже в послевоенные годы литература не оставила тему Великой Отечественной. В 1969 году свет увидела повесть «А зори здесь тихие…», принадлежащая перу нашего земляка, Бориса Васильева. Возможно, ключевую роль в том, что произведение стало всемирно известным, сыграл тот факт, что вся история основана на реальных событиях. Подумать только: хрупкие девушки-зенитчицы так рьяно и мужественно защищают собственную Родину не ради чего-то, а вопреки всему. Цена этого боя слишком высока – им пришлось защищаться, не боясь потерять собственную жизнь. Васильев напишет позже и другие великие произведения: «Завтра была война», «В списках не значился», но повесть «А зори здесь тихие…» навсегда останется самой искренней и пронзительной.

     В семидесятых годах прошлого века гуляли дедушка с внучкой по парку около памятника Скорбящей матери. Дедушка рассказывал об окружающей их природе. Они увидели куст орешника, девочка попросила сорвать орех. И вот тогда дедушка строго сказал, что в этом месте ничего рвать и есть нельзя, так как это место массового расстрела смолян во время войны. Девочкой этой была моя мама, а дедушкой-мой прадедушка, который видел войну изнутри.

     Совсем недавно мама рассказала мне об этом случае из её детства. И тогда я задумалась о войне, о её страхах и ужасах.  А что же тогда говорить о чувствах тех людей, которые  принимали в ней непосредственное участие! Они ведь каждый день видели смерть, тяжёлые ранения, их преследовали  ужасные известия о родных. Что чувствовали эти смелые и сильные мужчины?

     У этих людей за плечами стояла любовь. Это была любовь к Родине, своему городку или посёлку, любовь к матери, к жене, к любимой книге...Вот поэтому враг и был повержен.

.* * *

     Кулачкова Алена

    В Великую Отечественную войну воевали не только солдаты, но и писатели.  Это отдельное, героическое поколение людей, испытавших на себе все тяготы военного и послевоенного периода. Многих из них уже нет в живых, но их произведения позволяют нам окунуться в суровое время войны и увидеть Великий подвиг народа. Все произведения объединяла  тема величия  советского человека над  фашистской армией.

    Тысячи книг, написанные в военные годы, являются самыми жизнеутверждающими  произведениями  в мире литературы. Через считанные часы после  начала войны  прозвучали первые поэтические строчки, рожденные в страхе и неопределенности. Они были призывом к сражению.

     В то время на Смоленщине были услышаны великие произведения наших писателей земляков К. Симонова, А. Твардовского, М. Исаковского. Они стали известны не только на нашей малой Родине, но и по всей стране.  

    Одним из таких людей стал М.В. Исаковский. «Катюша», «В лесу прифронтовом»,  «Огонек» – в своих произведениях поэт передавал всеобщее чувство – желание сберечь свою землю, свою Родину. Его имя широко известно в нашей стране.  Миллионы людей пели «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату».

    Особенное же место принадлежит «Катюше».  Простые слова, похожие на народные, быстро запомнились  солдатам, и тем, кто их ждал. Стихи стали не просто песней – настоящим гимном. Что, как не строки из произведений Исаковского, могли так полюбить на фронте. Надо сказать, что вариантов «Катюши» было очень много: бойцы, партизаны, медсестры создавали свои варианты стихов, песня стала поистине народной.

                                                                                  Выходила на берег Катюша,

                                                                                  На высокий берег на крутой.

                                                                                  Выходила, песню заводила,

                                                                                  Про степного сизого орла.

    Конечно, «Катюша», написанная в 40-х годах, – не единственное произведение о войне. Однако именно она стала не просто песней. Люди  воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит и ждет ответа от бойца.

    Строки из стихотворений Константина Симонова были переписаны многими солдатами сотни тысяч раз. В них звучат высокие эмоциональные ноты, пробирающие до самого сердца.

     Именно в 1941 году, во время Смоленского сражения Константин Михайлович написал «Жди меня, и я вернусь». Строки, трогающие за душу людей. Солдаты на фронте переписывали это стихотворение и отсылали его женам домой.

     В стихотворении  К. Симонова «Если дорог тебе твой дом…» ярко обозначена ответственность за спасение нашей родины.

                                                                                    Знай: никто его не убьет,

                                                                                    Если ты его не убьешь.

    И в этом не было призыва к жестокости: в строках произведения отражалась высшая гуманность – защищать от врага свою страну, свой дом, детей. Любая расплата с врагом – возмездие. Но несмотря на огромное желание отомстить врагу, тема возмездия лишь в начале войны ярко отражалась в литературе.

    Вопреки войне, все отражало идею мира, всепобеждающее стремление к жизни. Об этом ярко и емко сказал в своей поэме «Василий Теркин» А. Твардовский.

    Бойцы использовали некоторые строфы из поэмы как поговорки. Каждая новая глава поэмы тут же издавалась в газетах, выпускалась как отдельная брошюра.

                                         И пойдешь в огонь любой,

                                          Выполнишь задачу.

                                          И глядишь – еще живой

                                         Будешь сам в придачу.

     «Василий Теркин» стал народным героем.  На фронте строки из поэмы заучивали наизусть, читали в окопах, любили за простой, народный язык. И действительно, в каждой строчке поэмы звучит удаль и свобода.

     Война была поистине ужасна. Никогда так наглядно не проявлялась сила слова писателей, как в годы Великой Отечественной войны. В военные годы литература превратилась в оружие. Она спасала. Помогала солдатам  выжить, а тем, кто их ждет, – верить в нашу Родину и ее защитников.