«Отличный проект! И очень успешный!»: отзывы об историко-просветительском онлайн-проекте «Смоленский текст: пришвинские главы», поддержанном фондом «История Отечества»

И.А. Королева, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Смоленского государственного университета:

«В контексте  смоленских литературных имен имя Михаила Михайловича Пришвина, пожалуй, одно  из самых мало изученных, хотя его тесные связи со Смоленским краем сделали выдающегося литератора и педагога «почти смолянином».  Тем ценнее обращение к творчеству этого самобытного писателя кафедры литературы и журналистики СмолГУ, которая  разместила на сайте материалы проекта «Смоленский текст: пришвинские главы» (руководитель – кандидат филологических наук, доцент О.А. Новикова). Особо хочется подчеркнуть роль этой неутомимой исследовательницы, хорошо известной смолянам  по работе с изучением творчества А.Т. Твардовского. Теперь  к значимым трудам Оксаны Александровны добавилось масштабное исследование жизненного пути и творчества  Пришвина.  Мне представляется, что важную роль в осуществлении грантового проекта имеет своеобразная научно-популярная струя: к исследованию пришвинских мотивов привлечены   учителя, школьники и студенты СмолГУ. Это, безусловно, сегодня очень  актуально, так как изучение  биографии и творчества замечательного мастера слова позволяет лучше узнать литературный контекст родной Смоленщины,  углубляет и расширяет работу по литературному краеведению. Отличный проект! И очень успешный!».

Д.В. Бутеев, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Смоленского государственного института искусств,  руководитель Городского клуба краеведов «Феникс»:

«Просветительский сайт «Смоленская земля в памятниках литературы» пополнился весомой виртуальной страницей «Пришвинские главы». В ней представлены 6 разделов: электронная библиотечка, библиография, методические разработки, Пришвин и Смоленщина (викторина), фото-экскурсия, архивные материалы. Всё это в совокупности представляет безусловную ценность для школьных и вузовских педагогов, студентов-филологов и студентов-историков, для краеведов, для всех не равнодушных к истории Смоленщины и литературе людей. Размещённые на сайте уникальные архивные источники открывают широкие перспективы дальнейших исследований как творчества Пришвина, так и его судьбы и жизненных связей».

Е.П. Казьминаучитель русского языка и литературы Алексинской средней общеобразовательной школы имени К.И. Ракутина:

«Считаю онлайн-проект «Смоленский текст: пришвинские главы» очень важным для учителей-словесников: полная библиография со ссылками облегчает поиск (некоторые издания я вижу впервые и с интересом ознакомлюсь с ними); методические разработки коллег с прекрасными буктрейлерами разнообразят проведение уроков. Представлены и архивные материалы, и фотографии памятных мест, связанных с жизнью автора на Смоленщине. Но самое главное – участие в проекте молодых учителей, студентов – будущих педагогов. Ведь у них все впереди! Как писал сам мастер в «Школьной робинзонаде: «И пусть у них не хватает опыта, увлечение учителя передается ученикам, и это, кажется, не менее дорого, чем дело опытного учителя. Если бы все учителя могли остаться такими, как они начинали!». Пожелаем открывающим для себя Пришвина оставаться увлеченными. А нам, много лет отработавшим, новых встреч с замечательными произведениями автора!»

Т.Э. Самусёва, главный библиотекарь библиотеки СмолГУ:

«История литературы Смоленщины – важная составляющая общей истории края. Смоляне гордятся писателями и поэтами-земляками. Значительными являются факты пребывания и работы на смоленской земле и других известных авторов, в числе которых М. М. Пришвин. В связи с этим важность работы группы преподавателей кафедры литературы и журналистики СмолГУ во главе с доцентом О.А. Новиковой трудно переоценить. Результаты историко-просветительского онлайн-проекта, приуроченного к 150-летию писателя, легли в копилку местных краеведов и педагогов. Смоленский период жизни Пришвина и его отражение в творчестве писателя, особенности подхода Михаила Михайловича к педагогике, краеведению, музееведению – всё рассмотрено разносторонне и представлено в виде «Пришвинских глав» на сайте «Смоленская земля в памятниках литературы». Собраны воедино ранее известные материалы и добавлены новые. Проект позволил «добраться» до архивов, оцифровать и представить на всеобщее обозрение многие уникальные документы. Поистине бесценной находкой является удостоверение на имя М. М. Пришвина, выданное Смоленским государственным университетом 19 июля 1920г. Для заинтересованных людей небезынтересно ознакомиться с публикациями писателя в периодических изданиях 1920-х годов. Как библиотекарь отмечу основу основ – электронную библиотечку, включившую в себя как произведения самого Пришвина, отражающие смоленский период его жизни и творчества, так и публикации различных авторов о писателе. Приятно, что в ней нашлось место и нашему скромному труду. По материалам фото-экскурсии удалось показать места, в которых бывал писатель и которые описаны в его произведениях и дневниках. Красота алексинской природы, её спокойствие и романтичность (фотографы это замечательно передали) сподвигли Пришвина на дальнейшее творчество. Находясь на дорогобужской земле, этот факт воспринимаешь, как само собой разумеющийся. Важной составляющей проекта стал конкурс для учителей «Пришвин в школе». В итоге лучшие работы помещены в разделе «Методические разработки». Пожалуй, это главная цель проекта – обеспечение учителей тематическими материалами по максимуму. «Пришвинские главы» включают и возможность интерактивной проверки знаний о Пришвине, что значительно оживляет страницы научного отчёта. В общем, команда проекта в лице докторов филологических наук И.В. Романовой и Л.В. Павловой, кандидатов филологических наук О.А. Новиковой, Э.Л. Котовой и Я.Ю. Двоенко потрудилась на славу – результат налицо. Проделана большая и, главное, нужная работа».

Е.А. Шлапакова, студентка 4 курса филологического факультета  Смоленского государственного университета:

Биография и творчество М.М. Пришвина – это целый кладезь информации о современном ему мире, о его детстве, о причинах обращения к природоведческой теме. Жизнь писателя необычайно наполнена: тяжёлое детство, исключение из школы, ссылки, отчаянная первая любовь и сложный брак, путешествия,  увлечение фотографией, война и по-настоящему счастливая любовь в 67 лет.  Онлайн-проект, выполненный преподавателями СмолГУ, привлек внимание к смоленскому периоду Пришвина. А это важно, особенно для жителей и учащихся города Смоленска. Хотелось бы выделить конкурс методических разработок, в котором посчастливилось принять участие. Работы, выложенные на сайте, совершенно по-разному, но очень интересно раскрывают грани творчества писателя. Номинация «Буктрейлер» позволила раскрыть способности и инновационные навыки конкурсантов. Номинация «Лучший урок» оказалась ориентирована на учащихся младших классов, которым особенно важно привить желание оберегать природу. Разработка Е.П. Казьминой, учителя русского языка и литературы Алексинской школы Дорогобужского района признана «Лучшей программой спецкурса». Алексино – это место, которое особо значимо для М. Пришвина. Именно здесь писатель раскрылся как преподаватель русского языка и литературы. Именно здесь он пытался сохранить историю – уже как работник музея усадебного быта. Поэтому спецкурс обязательно заинтересует учеников и побудит их к изучению творчества писателя. Среди лучших методических пособий – неординарная разработка К.А. Итуниной об изучении творчества М. Пришвина на уроках русского языка. Решив поучаствовать в номинации «Лучший сценарий коллективного творческого дела (КТД)», я победила в конкурсе с разработкой для обучающихся средних и старших классов школы «"Мои тетради есть моё оправдание, суд моей совести над делом моей жизни". Дневники жизни и творчества М.М.Пришвина (к 150-летию писателя-натуралиста)». Я думаю, что если у меня получится применить данный материал на практике, то получится очень интересное мероприятие, которое никого не оставит равнодушным. Проект «Смоленский текст: пришвинские главы» можно причислить к одному из самых важных вкладов в развитие исторической и литературной памяти. Спасибо всем организаторам и участникам за проделанную работу!».