Презентация пьесы Андрея Баркалова «Неугасимая лучина»

   19 декабря гостеприимная «Среда» была переполнена: полсотни человек собралось послушать читку фрагментов новой пьесы Андрея Баркалова «Неугасимая лучина». Один из первых участников «Персоны», давно живущий и успешно работающий в Москве, вдруг написал пьесу, которая совершенно не похожа на всё, что и как он писал ранее. Баркалов – драматург абсурдистский, ироничный, владеющий постмодернистскими приёмами и короткой художественной формой. И вот уже несколько лет он пишет всё разрастающуюся пьесу на немодную тему: о забытом смоленском поэте-крестьянине конца XIX века Гервасии Псальмове, возвращённом из забвения смоленскими филологами только в последнее десятилетие. Мы знаем, как эта пьеса менялась, как усложнялся ее замысел. Назрела необходимость ее публичного обсуждения.
    Удивительная судьба одарённого человека, оставшегося «за сохой», учительствовавшего, руководившего церковным хором и в откуда только берущееся время писавшего стихи, изучавшего языки – и не получившего свою долю литературного признания… Вместе с тем он прожил на редкость гармоничную жизнь, потому что сохранил глубокую веру в Бога, христианское смирение и любовь «к единственной на свете». Это история провинции? И да, и нет. Это вечная проблема невостребованности творчества? И да, и нет. Те, кто не читал всю пьесу, возможно, недоумевал, что прочитанные фрагменты переносили нас из смоленского захолустья конца позапрошлого века то в Древний Рим, то в Петроград 1914 года, то в Германию 1810, то в Москву, то в Лондон 2019-го… Казалось, судьба Псальмова заслонялась несколькими поколениями аферистов Птичниковых и массой исторических и сугубо частных персон. Вместе с тем именно она оказывается тем духовным стержнем, который держит историю и за который отчаянно хватаются – и не могут удержаться все остальные.
     В аудитории было много студентов, прочитавших пьесу. Они включились в обсуждение, и разговор пошёл, главным образом об ощущении себя в Истории, накануне ее тектонических сдвигов, которые были, есть и будут. Каково это – ощущение катастрофы? А может ли что-то сделать «маленькая точка»? Это был вопрос, обращённый к каждому. И ответ был такой: главное, чтобы этой точке было идти на Чей-то «далёкий голос».
     Обсуждали интертекстуальные переклички – Гоголь, Булгаков, Эдуард Кирсанов; сложную неоднородность стиля, выбранную для передачи атмосферы разных эпох; обратили внимание на какие-то сквозные образы…
      Приятно, что в конце вечера раскупили книги стихотворений Гервасия Псальмова. Кто-то из студентов загорелся помочь восстановить белые пятна в его судьбе через великолукские библиотечные и архивные фонды. Обсуждали организацию профессиональной театральной читки пьесы.
       И снова далёкий голос Гервасия Псальмова, поющий «Отверзи ми двери», был услышан сквозь века.

       Источник: https://vk.com/istlit?w=wall-43754380_6751

_________________________________________________________________________________________________