Итоги третьей международной научной конференции “Авраамиевская седмица”

К.О. Высокович 
К.О. Давыдова 
И.В. Романова 
ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ  
(“АВРААМИЕВСКАЯ СЕДМИЦА”: ПОИСК НАУЧНОЙ ИСТИНЫ)
(ТРЕТЬЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 “АВРААМИЕВСКАЯ СЕДМИЦА”)
«Наука, облеченная светом религии, – это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира»
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Конференция «Авраамиевская седмица», проводимая ежегодно в стенах Смоленского государственного университета, - событие значимое для всех её участников: преподавателей и студентов университета, приглашенных гостей и слушателей. Ещё относительно молодой научный форум - конференция проходит в третий раз - завоевал сердца многих именитых учёных, и теперь они каждый год спешат в Смоленск рассказать о своих открытиях. Научные доклады, дискуссии, возникающие в процессе работы конференции, достигают самого высокого научного уровня. Надо сказать, что тщательно подготовленная, продуманная, конференция «Араамиевская седмица» уже имеет своё лицо и приобрела свой уникальный статус.
Сейчас, на фоне происходящих политических конфликтов, в период, когда Россия находится под пристальным вниманием других мировых держав, как никогда важно обратиться к своим истокам: к истории народа, к истории языка, культуры, религии, литературы - национальной идентичности. Наряду со строго научным подходом в организации конференции, её учредители ставят перед собой и другие задачи - просветительские, общекультурные,  воспитательные: обозначают ценностные ориентиры человека, находят точки соприкосновения разных культур и литератур, словом, сеют «разумное, доброе, вечное».  Сама личность проповедника. книжника, просветителя Авраамия Смоленского задаёт такой формат.
 Торжественное открытие конференции «Авраамиевская седмица» состоялось 11 сентября в Смоленском государственном университете. С приветственным словом и поздравлениями к участникам конференции обратились митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, и.о. ректора Смоленского государственного университета Михаил Николаевич Артеменков, и.о. начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке Дмитрий Викторович Борисов. 

Его Высокопреосвященство отметил расширение масштаба проекта «Авраамиевская седмица» в 2017 году. Наряду с традиционными школьным и студенческим этапами состоялись публичные лекции ведущих московских специалистов в области медиевистики. Ярким событием прошедшего лета стал полевой семинар «Смоленск и Смоленская земля в древности и средневековье», посвящённый столетию основателя Смоленской археологической экспедиции Д. А. Авдусина. В заключении приветственного слова владыка отметил: «В дни нынешней конференции нам предстоит подвести итоги той масштабной работы, которая была проделана совместными усилиями в прошлом году. Убежден, сегодняшняя конференция станет не только статусной площадкой для представления научных исследований в области литературы, истории, русской религиозной философии, но и позволит определить новые направления в развитии масштабного научно-исследовательского, образовательного и просветительского проекта “Авраамиевская седмица”». 
Исполняющий обязанности ректора Смоленского государственного университета Михаил Николаевич Артеменков подчеркнул важность и значимость «Авраамиевская седмица»  для вуза. О личности преподобного Авраамия, он сказал: «Авраамий, действительно, снискал к себе любовь и уважение своими деяниями, направленными на прославление русской земли, на развитие учёности и праведности. В этом и заключается замечательная традиция, которую заложил преподобный». Вклад каждого участника конференции в какой-то степени есть продолжение дела Авраамия. 
«Проблема нравственности, духовности – одна из важнейших проблем, стоящих перед современным обществом. Поэтому хочется пожелать всем участникам сегодняшней конференции плодотворно заняться обсуждением вопросов православной истории, межкультурной коммуникации, проблем русского языка, различных аспектов современного литературоведения», - этими словами поприветствовал участников и гостей конференции исполняющий обязанности начальника департамента Смоленской области по образованию и науке Дмитрий Борисов.
Конференция продлилась три дня. Организаторами по-прежнему выступали Смоленский государственный университет, Смоленское отделение Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы, Смоленская епархия и Спасо-Преображенский мужской Авраамиев монастырь. География конференции широка: Москва, Санкт-Петербург, Орёл, Волгоград, Екатеринбург, Томск, Витебск, Быдгощ (Польша). 

Каждый день конференции начинался с публичных лекций  доктора филологических наук, профессора Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева М.В. Антоновой «Древнерусские жития: принципы сюжетно-композиционной организации», «Жанровая система церковной литературы Киевского периода», «Древнерусская эпистолография раннего периода: имена, темы, поэтика», а также встречу со студентами провёл  иеромонах Данилова мужского ставропигиального монастыря, главный редактор издательства «Орфограф», иеромонах Пантелеимон (Королёв) «Я, ты, Бог и текст: журналистика и проблемы перевода». В разговоре с будущими журналистами и переводчиками он затронул духовные вопросы, с которыми сталкивается переводчик богословской литературы, а также поделился опытом редакторской работы в издании «Орфограф».
 Научная работа конференции была организована по следующим друг за другом секциям: «Духовное наследие земли Смоленской», «Религиозные темы, мотивы и образы в литературе и культуре», «Религиозные темы, мотивы и образы в языке и в современной литературе», «Христианство, философия, искусство».
Работу секция «Духовное наследие земли Смоленской» открыл  доклад доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН Е. Л. Конявской на тему «Смоленское летописание XII - начала XIII века». Частная жизнь князя Ростислава и Ростиславичей в докладе Конявской наполнилась интересными фактами, найденными в различных летописных источниках и соотнесёнными друг с другом.
Выступление доктора филологических наук, профессора кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, почётного профессора Шанхайского университета А.М. Ранчина было посвящено вопросу об истории текста похвалы Борису и Глебу в составе сказания «Повести временных лет» под 1015 годом. Докладчик подчеркнул перспективы исследования, поскольку остаётся ещё много нерешённых вопросов.  Место похвалы в сказании о Борисе и Глебе производит впечатление вставки, поэтому предстоит ещё решить проблему атрибуции данного фрагмента. 
Настоятель Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря игумен Хрисанф обратил своё внимание на: «Сакральное и профанное в Житии Авраамия Смоленского». Он построил свой доклад на сопоставлении двух житий: Авраамия Смоленского и Феодосия Печерского, находя в них общее и различное. Особую роль, по мнению игумена Хрисанфа, играет чётко структурированное пространство жития, где символической границей выступает церковь.  
Доклад М.В. Антоновой, доктора филологических наук, заведующей кафедрой истории русской литературы XI-XIX веков Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева был выполнен на основе структурно-семантического подхода. Житие Авраамия Смоленского было разложено на сюжетные и внесюжетные эпизоды, а также на пять основных частей, каждая из которых в свою очередь подразделялась на эпизоды. Благодаря данной структурной схеме легко заметить, что житие Авраамия Смоленского полностью вписывается в классическую трёхчастную структуру: вступление, изложение, заключение (похвала, молитва). Внесюжетные эпизоды автор подразделяет на: сюжетные, имея в виду рассказ в рассказе; нравоучительные отступления (автор вступает в диалог); лирические и притчеобразные. 
Проблеме изображения агиографом своего героя в житии Авраамия Смоленского было посвящено выступление А.А. Шайкина, доктора филологических наук, профессора кафедры истории русской литературы XI-XIX веков Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева. А.А. Шайкин сопоставил на разных уровнях два жития Феодосия Печерского и Авраамия Смоленского с точки зрения агиографов Нестора и Ефрема: как они описывают их жизнь, на что обращают внимание. 
Доклад докторов филологических наук Смоленского государственного университета Л.В. Павловой и И.В. Романовой на тему: «Имя и дело Св. Авраамия в истории Смоленска» на основе архивных документов и публикаций в периодической печати XVIII-XIX веков выделил важные эпизоды в истории Авраамиевского монастыря и в целом города Смоленска, которые были связаны непосредственно с памятью об Авраамии Смоленском. Эти события оказались значимыми как для церковной жизни, так и для просвещения и культуры.
Секция «Религиозные темы, мотивы и образы в литературе и культуре» включила самое большое количество докладов. 
В своём докладе аспирантка Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева Н.И. Пименова раскрыла особенности построения «парного» жития святых Бориса и Глеба, рассмотрев две сюжетные линии и специфику общего финала-прославления.
Н.Ю. Налётова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Смоленского государственного университета, говорила о внеинституциализированном способе передачи духовного опыта, одним из примеров которого можно считать деятельность Авраамия Смоленского. 
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Смоленского государственного университета Н.В. Никитина в своём выступлении, подготовленном по материалам фондов ГАСО и собранию фонда редких книг Смоленской областной универсальной библиотеки имени А.Т. Твардовского, рассказала о жизни и деятельности типографщика Ивана Яковлевича Сытина и полностью реконструировала его смоленский период.
И.В. Семененко-Басин, доктор исторических наук, профессор Учебно-научного центра изучения религии РГГУ посвятил свой доклад неординарной личности Ф.Й. Гааза, который разработал целую систему чтения и душеспасительных бесед для заключённых тюрем, а также создал оригинальный издательский проект.
Доктор филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В.Л. Коровин посвятил свой доклад рассмотрению самого объёмного стихотворения Г.Р. Державина «Гимн лироэпического на прогнание французов из отечества», на основании анализа которого рассказал о профетическом даре поэта. 
Особой образностью выделился совместный доклад доктора филологических наук, профессора кафедры литературы и журналистики Смоленского государственного университета Л.В. Павловой и магистрантки 1 курса Смоленского государственного университета А.А. Степачевой на тему «Религиозный экфрасис в лирике Гервасия Псальмова». В ходе исследования стихотворения «К картине» из цикла «Из порванной тетради» они попытались реконструировать картину, экфрасисом которой стало это стихотворение, и пришли к выводу о возможном неосуществлённом замысле Псальмова-иконописца. 
Религиозному аспекту творчества И.А. Бунина были посвящены сразу два доклада доктора филологических наук, профессора кафедры литературы и журналистики СмолГУ Г.Н. Ермоленко и кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы и журналистики СмолгУ М.Л. Рогацкиной. Г.Н. Ермоленко на основе анализа церковного календаря отметила важность хронотопа. Выступление М.Л. Рогацкиной было посвящено образу иконы в рассказах писателя 1930-40-х годов.
Доклад кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы и журналистики Смоленского государственного  Л.Г. Каяниди был посвящён символическому потенциалу образов Рахили и Лии – «вечных спутников» поэзии Вячеслава Иванова. Этот символический ореол складывается из интерпретаций  данных образов в произведениях Андрея Критского, Фомы Аквинского и Данте. 
Идея очистительного страдания в поздних стихотворениях О. Мандельштама была рассмотрена доктором филологических наук, профессором кафедры литературы и журналистики Смоленского государственного университета Л.Л. Горелик на примере текста произведения «Канцона» его затекста, подтекстов, системы образов.
Выступление О.А. Новиковой, кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы и журналистики СмолГУ было посвящено образу церкви и её служителей в произведениях А.Т. Твардовского: о сложности и амбивалентности взглядов писателя и об их эволюции.
Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения лиц с ОВЗ Уральского государственного педагогического университета А.В. Кубасов рассмотрел в своём докладе малую прозу А. Солженицына, а именно то, как духовный опыт писателя точно и лаконично отразился в религиозном дискурсе «Крохоток».
В завершающий день конференции работало две секции: «Христианство, философия, искусство», «Религиозные темы, мотивы и образы в языке и в современной литературе». 
Открыла работу секции доктор философских наук  Н.И. Сазонова, представляющая Томский педагогический университет. Суть церковной реформы (1653-1666) патриарха Никона она раскрыла через коллизию устного и письменного дискурса в богослужебном тексте.
Продолжила работу секции «Христианство, философия, искусство» Л.В. Жаравская, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания Волгоградского социально-педагогического университета с докладом «Незавершенность художественной ситуации как эстетическая и философско-религиозная проблема». Л.В. Жаравскую заинтересовала проблема открытого финала малоизвестного позднего рассказа Л.Н. Толстого «Алёша Горшок». Незавершёность художественной ситуации, по мнению Л.В. Жаравской, имеет анагогический смысл. Смерть героя в финале была сопоставлена со смертью князя Андрея Болконского, в их контексте были рассмотрены рассказ Э. Золя «Творчество» и стихотворение О. Мандельштама «Золотистого мёда струя…» 
М.Г. Лоскутова  - старший научный сотрудник Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова - в докладе «История одной музейной коллекции:Реликвии Берёзовского храма» рассказала о биографии Андрея Фёдоровича Палашенкова и о его деятельности по сохранению старинных музейных коллекций в годы Великой Отечественной войны. В ходе обсуждения доклада учёные пришли к выводу, что личность Палашенкова достойна дальнейшего изучения, в свете того что в 2021 году со дня рождения археолога, краеведа, этнографа пройдет 130 лет.  
В докладе «Конфессиональная лексика в поэзии Белорусского Поозерья: морфолого-семантический аспект» Т.П. Слесарева, кандидат филологических наук, доцент Витебского государственного университета имени П.М. Машерова (Беларусь) провела анализ семантических групп в стихотворениях белорусских авторов. В числе прочих, Т.П. Слесарева выделила следующие тематические группы конфессиональной лексики: названия атрибутов одежды священнослужителей, церковные службы и их части, религиозные праздники, библейские образы и пр. 
Т.И. Синкевич, старший преподаватель государственного университета имени П.М. Машерова (Беларусь) продолжила лингвистическое направление изучения художественного текста и в докладе «Отображение духовного начала наших предков сквозь призму названий озер Витебщины» проследила мотивированность номинации гидронимов и отметила одинаковые механизмы называния озёр у белорусов, прибалтов, поляков. 
Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики Смоленского государственного университета А.В. Королькова в докладе «Христианские мотивы в русской афористике XIX века» проследила, как, с какой целью писатели XIX века (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, В.К. Кюхельбекер и др.) использовали в своих произведениях библейские образы и как то или иное выражение стало афоризмом.
Доклад поэта, прозаика Б.Ф. Колымагина был посвящён специфике духовной поэзии андеграунда (1960-1980). Автор отметил следующие особенности: преемственность с авангардизмом, преобладание рождественской тематики над пасхальной; тесная связь с Ветхим Заветом; наличие образа христианских руин как культурного кода. 
Анализ стихотворения Л. Аранзона «Послание в лечебницу» рассматривалось кандидатом филологических наук, ассистентом кафедры литературы и журналистики СмолГУ А.А. Азаренковым как частный пример авторского мифа о рае.
Выступление эмеритованного экстраординарного профессора университета Казимира Великого А. Маймескулов посвящено сравнительному анализу творчества двух Нобелевских лауреатов Чеслава Милоша (“Второе пространство”) и Иосифа Бродского («Вертумн»). В основу сопоставления легла тема общения душ живых и мёртвых через призму философии Г.В. Лейбница и Н.О. Лосского. 
Доклад Т.А. Матаненковой, кандидата филологических наук, руководитель отдела по учебно-методической работе, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Смоленской Православной Духовной Семинарии Смоленской Епархии Русской Православной Церкви был посвящён анализу оппозиции «земное-небесное» в книге стихов Ирины Ермаковой «Улей».
Кольцевую композицию научной части конференции придал доклад Д.В. Бутеева, кандидата филологических наук, доцента кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Смоленского государственного института искусств. Он рассмотрел воплощение образов смоленских святых Авраамия и Меркурия в прозе современных авторов - Олега Ермакова и Алексея Витакова. 
Заканчивалась ежедневная работа конференции культурной программой. Уникальная экскурсия по местам, связанным с жизнью и деятельностью преподобного Авраамия  Смоленского завершила первый рабочий день. Отправной точкой экскурсии по стопам преподобного стало село Богородицкое, согласно смоленским архивным материалам, в ХII веке именно там находился деревянный монастырь Пресвятой Богородицы. По преданию, в этом храме принял постриг святой чудотворец Авраамий Смоленский. После этого гости посетили собор на Протоке, древнее наименование этого памятника архитектуры неизвестно. Позднейшее народное название его — «Большой Спас на Окопах». Архитектурные формы и строительная техника дают основания датировать памятник концом XII — началом XIII в. Данный собор косвенно, но связан с жизнью преподобного Авраамия, т.к. на здании обнаружены процарапанные надписи — граффити. Одна из них связана с гонением на Авраамия Смоленского в первом десятилетии XIII в.

Завершающим этапом экскурсии было посещение окопного кладбища при церкви Спаса Нерукотворного Образа, где отдали дань уважения Николаю Никитьевичу Редкову, смоленскому краеведу, преподавателю духовного училища. Именно Николай Никитич опубликовал житие Авраамия Смоленского по списку в семинарской библиотеке, также он оставил ряд трудов, посвящённых смоленским церквям. 
К слову сказать, работа над программой данной экскурсии имеет продолжение и в скором времени путешествие по святым местам будет предложено смолянам и гостям  города.в качестве паломнического и экскурсионного маршрута.
На следующий день организаторы конференции подготовили  для участников поэтический вечер одного из гостей форума  - профессора, автора нескольких стихотворных сборников Ильи Семененко-Басина. Стихи поэта покорили слушателей своей сюрреалистической образностью, сочетанием архаики и умеренного авангардизма и вызвали заинтересованную дискуссию. 
В этот же вечер состоялась и презентация книги христианского публициста, поэта, религиоведа Бориса Колымагина «Израиль – Святая Земля: страницы истории и современности», экземпляр которой он подарил первым читателям в Смоленске – кафедре литературы и журналистики Смоленского государственного университета.

Все участники конференции получили второй том сборника “Авраамиевская седмица”, собравшая материалы предыдущей конференции. А памятью об этой конференции станет третий том одноименного сборника.
Многообразие тем, большое количество учёных из разных стран и городов России, прекрасная организация, интересная культурная программа  - всё это делает проект «Авраамиевская седмица» популярным в научном обществе. Не раз ещё  смоленский святой преподобный Авраамий соберёт у себя гостей, ведь столько ещё тем и поводов для встреч!