Иаков Мних - "патриарх" литературной Смоленщины
Уже в раннее Средневековье на Смоленщине появляются литературные произведения высокого художественного уровня.
Именно отсюда начинает свой творческий разбег самый древний литературный жанр – житийной историографии, основоположником которого по праву считают Иакова Мниха, черноризца Киево-Печерского монастыря, выдающегося писателя и церковного деятеля XI века.
Иаков Мних
Основатель этого монастыря, преподобный Феодосий, готовясь к схиме, рекомендовал его на свое место архимандрита, имея в виду его основательную подготовленность в области религиозных знаний и литературный талант. Однако Печерская братия не выбрала его своим настоятелем, поскольку данных трудно установить, где он принял монашество и откуда пришел в Переяславский монастырь. Академик И.И. Срезеневский (1812-1880) предполагал, что свой иноческий путь он начинал в Смоленске. Во всяком случае Иаков Мних прекрасно ориентировался в местном смоленском материале, в чем можно было убедиться из его «Сказания о Борисе и Глебе».
Существует смоленская редакция литературного памятника, принадлежащая перу Иакова Мниха, расширенная и дополненная за счет существовавших в народной памяти преданий. Она значительно отличается от редакции Нестора, помешенной в «Повести временных лет» под заглавием «Чтение о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба». Ученый монах Киево-Печерского монастыря не мог, конечно, знать тех подробностей, которые известны были Иакову, поэтому в произведении Нестора они отсутствуют, как отсутствуют и в других редакциях на этот сюжет, выполненных на юге Руси.
В смоленской редакции подробно рассказано о начале путешествия Муромского князя Глеба Владимировича. Он выехал из Мурома в сопровождении небольшой дружины, на коне и в доспехах. В других списках этой детали нет. Когда конный отряд подъехал к устью реки Тьмы (на территории Смоленщины), лошадь князя запуталась в корневищах деревьев, споткнулась и сломала ногу. Князь выпал из седла и сильно ушибся. Верхом на коне он не мог продолжать свой путь. Поэтому его перенесли в ладью, и дружина стала спускаться вниз по Днепру. И этой подробности не в других редакциях памятника.
Смоленский автор далее сообщает о том, что ладья князя, миновав Смоленск, причалила к берегу, где горожане обычно ловили рыбу; от города это место находилось на расстоянии видимости. Если бы автор произведения не был знаком с особенностями местности, он такой детали не коснулся бы, потому что не мог знать о ней. Здесь, в насаде, князя Глеба поджидали посланный Святополком убийцы. Если бы он проплыл далее по реке, то никто и не заметил бы его в этом пустынном месте. Но он, устав в пути, велел причалить к берегу. Как только княжская ладья прикоснулась к грунту, подосланные Святополком убийцы вскочили в нее, стали бесчинствовать и убивать всех. Так погиб князя Глеб. Его зарезал столовым ножом по приказу Горясера его собственный повар.
Отметим еще одну деталь смоленской редакции. Она дает возможность сделать вывод о происшедшем смятении среди подосланных убийц. В спешном порядке они пытались замести следы своего преступления, стали метаться, не зная, куда спрятать тело убитого князя. Не придумав ничего другого, они бросили его на берегу, накатили сверху две большие колоды и забросали их хворостом. Более года пролежало оно, не найденное никем. Проплывавшие по реке купцы, нередко видели ночью зажженные свечи на том месте, где погиб юный князь. Об этом автор Сказания мог узнать, конечно, из устных рассказов очевидцев, поведавших ему о странных «чудесах».
О принадлежности «Сказания о Борисе и Глебе» Иакову Мниху сам он рассказал в «Памяти и похвале князю Владимиру» - литературном памятнике, который публикуется ниже. Сказание о Борисе и Глебе во всех его редакциях и вариантах, значительно отличающихся друг от друга, представляет собой оригинальнейшее явление в художественной литературе Древней Руси. И композиция, и язык, и стилистика, и все его образная система основываются на принципе резкого контраста.
Силам добра и света противопоставлены сила зла и непробудной тьмы. С одной стороны, перед читателем выступают идеальные люди, браться-мученики, страдальцы за Русскую землю, кристально чистые и правдивые ревнители христианства. С другой – Святополк «окаянный», злодей с душой дьявола, рожденный с отметиной греха – «отъ дьвою отцю». Понимаю, что врожденную греховность ему никогда не замолить перед Богом, Святополк поставил главной целью свей жизни сеять повсюду только зло, «перебить всех наследников отца своего».
В отличие от Святополка, не испытывающего никаких угрызений совести, Борису и Глебу близки муки и страдания людей. Узнав о смотри отца, они глубоко переживают, горько оплакивают его кончину, не стыдясь своих слез. Автор снимает с них личинку княжеского величия, оставляя чисто человеческие качества, коими наделены обычные люди. Борис боится смотри, хотя и знает, что смерть предопределена ему свыше. Здесь звучит мотив «погубления», страстотерпчества, присущий житийной литературе. Борис понимает, что он должен погибнуть в самом расцвете сил, чтобы своей смертью утвердить общерусские идеалы и принципы.
Глеб ведет себя так же, как и Борис. Особенно трогательная в беззащитности и обречённости сцена его убийства на Смядыни. Рассчитывая на милосердие юный князь умоляет своих убийц: «Не трогайте меня («Не деите мене»), пощадите, браться и повелители мои, пощадите…Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еше не созревшего, соком беззлобия налитого! Не срезайте лозу еще не выросшую, но плод имеющую! Умоляю вас и отдаюсь на вашу милость».
Чтобы воссоздать богатство духовного мира братьев-страстотерпцев, автор приводит множество молитв, диалогов, размышлений. Поэтическую нарядность произведению придают цитаты из творений отцов и учителей христианской церкви – Иосифа, Якова, Вениамина и др. Литературный памятник предельно насыщен яркими оборотами русской образной речи. Заканчивается он торжеством добра. Новгородский князь Ярослав Мудрый решительно выступает против братоубийцы, Святополка «окаянного», и побеждает его в жестокой битве на реке Альте. Убийца бежит в ляшские земли и там умирает от полученных ран в заброшенном месте.
Поразительны некоторые художественные находки автора Сказания. Он умела использует зрительные и звуковые образы, активно подготавливающие читателей к восприятию трагических событий произведения. Отпустив дружину, Борис становится на молитву. Молясь в шатре, он с тревогой думает, что Святополк замыслил погубить его. Сперва это только предчувствие, но затем оно растет в его сознании, укрепляется и переходит в уверенность. И в это время автор дает портрет своего героя: Борис выглядит бледным, растерянным, пораженный внутренним горем. Он совершенно уверен в том, что Святополк лишит его жизни. Эта его уверенность подкреплена звуковыми и слуховыми образами произведения. Он слышит, как приближаются к шатру убийцы его, посланные Святополком. Тихо переговариваясь между собой, они становятся перед шатром и через шатровое полотно поражают его копьем. В это время он закончил свою молитву.
Свое произведение о братьях-великомучениках Иаков Мних написал почти по горячим следам событий, по крайней мере, до 1072 года, а другие произведения – о Владимире, крестителе Руси и о бабке его, княгине Ольге, - несколько позднее.