Николай Иванович Хмельницкий

Н.И. Хмельницкий

Избранные сочинения

Составитель, автор вступительной статьи и комментариев - Г.Н. Ермоленко


От составителя

Многим смолянам Н.И. Хмельницкий известен как  губернатор, под  руководством которого началось  подлинное возрождение Смоленского края после понесенных тяжелых потерь в ходе Отечественной войны 1812 года. В годы своего губернаторства (1829-1837) Хмельницкий добился крупной правительственной ссуды на восстановление хозяйства губернии, поощрял  развитие промышленности, содействовал строительству дорог и благоустройству улиц Смоленска, создал в городе полицейское управление, инициировал статистическое описание 12 городов и нескольких уездов, в 1834 году организовал первую в России выставку мануфактурных и ремесленных изделий, создал губернскую библиотеку. При нем был разбит поныне любимый горожанами сад Блонье.  
Но для россиян первой трети XIX в. Хмельницкий был более известен как популярный и модный драматург и переводчик, автор легких и изящных светских комедий и водевилей. Его драматические сочинения дважды переиздавались в первой половине XIX века. 
В творчестве Хмельницкого представлены различные драматические жанры: исторические пьесы («Царское Село, или Сватовство Румянцева», «Зиновий Богдан Хмельницкий, или Присоединение Малороссии»), комедии характера («Говорун»,  «Нерешительный, или семь пятниц на неделе», «Воздушные замки»), светские комедии («Светский случай», «Взаимные испытания»), водевили («Актеры между собой», «Бабушкины попугаи»).
Многие произведения являются переводами и переложениями французских пьес популярных или малоизвестных авторов (Реньяра, Дартуа, Фавара, Форжо и др.), которые драматург, как правило, «склонял на русские нравы». Считается, что он познакомился с французским театром во время пребывания в Париже в военную кампанию 1812-1814 годов и увлекся светской комедией. Для русской литературы это была новая традиция, которая отвечала запросам дворянской публики. 
Особенно шумным успехом пользовались водевили Хмельницкого. Этот жанр родился во Франции в конце XVIII века. Особенностью его было слияние драматического действия с музыкальным сопровождением и танцами. В водевилях исполнялись разнообразные музыкальные номера: арии, хоры, дуэты, квартеты, сольные куплеты. В этом отношении водевиль   близок комической опере. Куплеты имели особенный успех, так как давали возможность непосредственно обратиться к зрителю и затронуть проблемы, выходящие за рамки сценического действия. Они расширяли проблематику пьесы и порой имели сатирический характер и касались острых вопросов современной жизни. 
Первый русским автором водевилей считается А. Шаховской, но Хмельницкий также принадлежит к зачинателям новой традиции. Его пьесы «Бабушкины попугаи», «Суженого конем не объедешь», «Новый Парис» и др.  представляют собой переделки французских пьес. Особую разновидность водевиля Хмельницкого представляют травестийные пьесы («водевили с переодеваниями»). К ним относятся «Греческие бредни, или Ифигения в Тавриде наизнанку» и «Карантин». Оригинальная комедия «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской» (1821), в которой выведены на сцену известные русские актеры XVIII века - Попов, Шумский, супруги Троепольские, положила начало традиции «актерского» водевиля.
Зрители любили комедии и водевили Хмельницкого за легкий стиль, остроумные реплики, живой разговорный язык. Поэт был мастером каламбуров, увлекался игрой слов, в чем сам признавался: «Напав на какое-нибудь слово, играю им, как мячиком, бросаю его во все стороны, во все фразы, перифразы и даже антифразы, если вам угодно». Поклонником остроумного слога Хмельницкого был сам А.С. Пушкин, который собирался упомянуть его в своем знаменитом романе в стихах («Я к нему имею такую слабость, что готов поместить в честь его целый куплет в первую песнь Онегина»).
Хмельницкий ввел  в русскую драматургию целый ряд  характеров и сюжетных положений, которые затем использовали крупные драматурги. Так, в пьесе «Говорун» (1817) выведен хвастливый граф Звонов, назойливая болтовня которого напоминает поведение грибоедовского Репетилова, а сцена, когда Звонов, обращаясь к слушателям, не замечает, как все постепенно расходятся, и продолжает говорить сам с собой, заставляет вспомнить последнее явление третьего действия комедии Грибоедова «Горе от ума», где в подобном положении оказывается Чацкий. Начало пьесы «Воздушные замки», в которой отставной мичман Альнаскаров неожиданно для себя оказывается  гостем молодой вдовы Аглаевой, так как у него сломалась карета, схоже с завязкой шутливой поэмы Пушкина «Граф Нулин». В чертах бесплодного мечтателя Альнаскарова угадываются также свойства гоголевских персонажей - Хлестакова и Манилова. Безудержно фантазируя, герой, как Манилов у Гоголя, строит фантастические планы: «Построю городок, займусь прожектами, народными делами,  устрою гавани, наполню их судами». Нерешительный Армидин, затрудняющийся в выборе невесты (комедия «Нерешительный, или семь пятниц на неделе»), походит на Подколесина, героя гоголевской «Женитьбы». Первые сцены неоконченной комедии «Арзамасские гуси», где городской сплетник  Побродяжкин является к судье Лихвину, чтобы сообщить о приезде ревизора,  напоминают  завязку великой комедии Н.В.Гоголя. Указанные совпадения не случайны и свидетельствуют о том, что Хмельницкому удалось обогатить репертуар художественных средств русского театра новыми приемами, что делает его творчество интересным и для сегодняшнего читателя.  
В настоящее издание включены наиболее известные комедии и водевили Н.И. Хмельницкого, которые дают представление о  тематике и стиле его драматических произведений и  знакомят читателя с традицией русской светской комедии начала XIX века.