Иван Дмитриевич Якушкин

Восстание декабристов 14 декабря 1825 года  -  одно из ярких событий общественной жизни России первой четверти XIX в.  Российское общество было потрясено как самим восстанием, так и жестокой царской расправой с его участниками. Пятеро (К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский) казнены, более ста человек сосланы в Сибирь. 
Среди сосланных декабристов был и уроженец Смоленской губернии Иван Дмитриевич Якушкин (1793-1857), активный участник тайных обществ (один из учредителей Союза спасения, член Союза благоденствия и Северного общества), автор знаменитых «Записок», считающихся одним из самых интересных и ярких документов  по истории декабристского движения.
Семья будущего декабриста принадлежала к смоленскому дворянству. Родовым гнездом Якушкиных было сельцо Жуково Вяземского уезда. В детстве И.Д. Якушкин получил хорошее домашнее образование. В 15 лет стал студентом Московского университета, где изучал не только словесность, историю, эстетику и иностранные языки, но и право, статистику, физику и математику. В студенческие годы он подружился с А.С. Грибоедовым и П.Я. Чаадаевым. Его считают одним из прототипов Чацкого. С Чаадаевым во время Отечественной войны они вместе воевали и, как вспоминал декабрист, даже жили в одной палатке. 
В 1811 году Якушкин поступил в Семеновский полк и принял участие в Отечественной войне 1812 года. Был награжден военными орденами за сражения под Бородино и под Кульмом. В 1814 году,  вернувшись из военного похода на родину, продолжал  службу. В отставку вышел в 1818 году в чине капитана.
В 1816 году он стал одним из учредителей Союза спасения, члены которого ставили себе цель освободить крестьян от крепостной зависимости и установить в стране конституционную монархию. В своем имении Якушкин пытался освободить крестьян, но не получил их поддержки, поскольку предлагал безземельное освобождение, и ограничился тем, что увеличил их земельные наделы. 
Якушкин считался одним из самых смелых и мужественных людей в рядах восставших. Во время войны за сражение под Кульмом он получил железный крест за храбрость. В 1817 поразил членов Союза спасения, вызвавшись стать цареубийцей («пожертвовать собой, дабы спасти Россию»). Участники общества отвергли идею,  и Якушкин в знак протеста объявил о своем выходе из их рядов. 
В 1819 году он был принят в Союз благоденствия, а в 1822 году - в Северное общество. По поручению Союза благоденствия  для подготовки Съезда декабристов Якушкин ездил на Юг, где встречался с П.И. Пестелем и А.С. Пушкиным, которого поразил знанием его вольнолюбивых стихов. Ему также было поручено создать Смоленскую управу тайного общества, куда он ввел П.П. Пассека и П.Я. Чаадаева. 
Человеческое обаяние Якушкина привлекало к нему окружающих. Восемнадцатилетняя С.М. Салтыкова так описывает свои впечатления от знакомства с ним в 1824 году: «Я не могу доста¬точно высказать похвал этому молодому человеку; он очарователен, прекрасно воспитан, умен, имеет, как говорят, прекрасную душу, всеми вообще любим и ценим, наконец, все говорят (и я не нахожу в этом преувеличения), что этот молодой человек положительно совершенство; природа не отказала ему даже во внеш¬них выгодах: у него лицо совершенно своеобразное, но очень приятное и полное ума». 
Непосредственно в событиях 14 декабря в Петербурге Якушкин не участвовал, но пытался поднять восстание войск Московского гарнизона в поддержку восставших. В январе 1826 года за участие в тайном обществе он был арестован в Москве, отвезен в Петербург и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 
Верховный суд отнес его к первому разряду обвиняемых и приговорил к смертной казни отсечением головы. Но после смягчения приговора он был осужден на 20 лет каторги (срок был впоследствии сокращен до 10 лет). Мать его не перенесла переживаний, связанных со следствием и приговором, и умерла незадолго до отправки заключенных в Сибирь. 
Иван Дмитриевич был женат на Анастасии Васильевне Шереметевой, ставшей его супругой в 15 лет. У них было два сына, Вячеслав и Евгений. С.М. Салтыкова так описывает членов семейства: «Она красива, интересна, вполне своеобразна; муж ее соединяет в себе самые восхитительные качества в смысле внешности, ума, тона, характера, манер и т. д. Их маленький Вячеслав будет красив; он похож на своего отца». Когда отца арестовали, старшему из сыновей было два года, младшему - пять месяцев. 
Сын Евгений позднее писал о матери: «Она  была совершенная красавица, замечательно умна и превосходно образованна. Ее разговор просто блистал, несмотря на чрезвычайную простоту ее речи. Но все это было ничто в сравнении с ее душевною красотою. Я не встречал женщины добрее ее. Она готова была отдать все, что у нее было, чтобы помочь нуждающемуся, нередко просиживала ночи у больных, иногда почти ей неизвестных, но требующих тщательного присмотра… Но были несчастья, не требовавшие ни денежной помощи, ни присмотра; она всегда являлась и здесь утешительницей и действительно умела поднять человека, упавшего духом и близкого к отчаянию… Она не могла видеть человека в нужде и не помочь ему…». Анастасия Васильевна просила, чтобы ей разрешили отправиться с детьми в Сибирь, хотя Иван Дмитриевич уговаривал ее не делать этого, беспокоясь о детях. Но разрешение так и не было получено. 
Каторгу Якушкин отбывал в Читинской губернии на Нерчинских рудниках и в Петровском заводе. В 1836 году он получил назначение на поселение в Ялуторовск Тобольской губернии, где жили также декабристы Н.В. Басаргин, М.И.Муравьев-Апостол, Е.П. Оболенский, и И.И. Пущин. 
Н.В. Басаргин оставил воспоминания о своем ссыльном товарище, где писал: «Иван Дмитриевич Якушкин по своему уму, образованию и характеру принадлежал к людям, выходящим из ряда обыкновенных.  Отличительная черта его характера была твердая, непреклонная воля во всем, что он считал своей обязанностью и что входило в его убеждения. Будучи предан душою всему прекрасному, всему возвышенному, он был отчасти идеалист, готовый жертвовать собою для пользы ближнего, а тем более для пользы общественной. О себе он никогда не думал, нисколько не заботился ни о своем спокойствии, ни о своем материальном благосостоянии. <…>
В Ялуторовске, без всяких средств он вздумал завести школу для бедного класса мальчиков и девиц и одною своею настойчивостью, своей деятельностью и, можно сказать, сверхъестественными усилиями достиг цели. Для этого он в течение 10 лет должен был бороться не с одними надобностями, но и с препятствиями внешними. Правительство строго воспрещало, чтобы кто-нибудь из нас имел влияние на воспитание юношества. За этим предписывалось наблюдать местным властям, от которых нельзя было скрывать его участие. 
Вскоре оказались благодетельные следствия заведенной им школы. Простой народ с радостью отдавал в них своих детей, которые кроме рукоделия и первоначального научного образования получали тут и некоторое нравственное воспитание. 
Якушкин целые дни проводил с учениками и ученицами, сам учил их, наблюдал за преподавателями и ими руководил. Часто даже помогал бедным из своего тощего кошелька и нисколько не затруднялся просить у каждого имеющего способы помочь нуждам школы. Пользуясь общим уважением, он воспользовался этим, чтобы, где только возможно, приобретать материальные средства для основанного им заведения. 
В частных отношениях он отличался замечательным прямодушием и был доверчив, как ребенок. Будучи весьма часто обманут, он никогда на это не жаловался; горячо вступался за хорошую сторону человеческой природы, не обращал никакого внимания на худую, всегда заступаясь за тех, кто нарушил какой-нибудь нравственный закон, приписывая это не столько испорченности, сколько человеческой слабости». 
Образовательную деятельность Якушкин во время пребывания в ссылке считал для себя главной. Училище  для мальчиков было основано в 1842 году, для девочек - в 1846 году, в память скончавшейся незадолго до того жены, не дожившей и до сорока лет. Женская школа была чуть ли не единственной в Сибири и считалась образцовой.  Преподавание велось по ланкастерской системе взаимного обучения, главным преподавателем и руководителем был сам Якушкин, не только обучавший детей, но и писавший учебники для своих школ. Программа обучения в училищах была достаточно широкая. Изучали не только грамоту, но и алгебру, геометрию, механику. До отъезда Якушкина из Ялуторовска учебные заведения окончили 531 выпускник и 191 выпускница. 
В 1856 году, после смерти Николая I, Якушкин, как и другие декабристы, получил возможность вернуться в Европейскую Россию и жил в имении друга в Тверской губернии. Скончался он в Москве, куда приехал лечиться, в 1857 году. По воспоминаниям, хоронили его десятки людей. О многолюдных похоронах шеф жандармов даже счел нужным донести императору Александру II.  Погребен Якушкин на Пятницком кладбище рядом с могилами  Грановского и Басаргина. 
Важнейшие события декабристского движения отразились в знаменитых «Записках» Якушкина, о которых декабрист М.А. Бестужев писал, что «по краткости, ясности и правдивости» это лучшие из всех воспоминаний участников восстания». Первые две части «Записок» Якушкина были изданы А.И. Герценом в Лондоне в 1862 году, потом перепечатаны в 1874 году в Лейпциге. Третья часть помещена в «Русском архиве» в 1870 году.  
В «Записках» характеризуются основные этапы формирования декабристского движения. Описываются настроения армейских офицеров, вернувшихся из заграничного похода, где они ощутили себя освободителями Европы, и с возмущением столкнувшихся с деспотическими порядками в России, что и стало побудительным толчком к началу освободительной борьбы. Рассказывается о создании первых тайных обществ, о присоединении к движению все новых членов.  
Подробно повествует автор об аресте, следствии и последующих трагических событиях. Одним из кульминационных эпизодов является знаменитая сцена казни пятерых руководителей движения: «Прощаясь в последний раз, они все пожали друг другу руки. На них надели белые рубашки, колпаки на лицо и завязали им руки. <…> Наконец их поставили на помост и каждому накинули петлю. В это время священник, сошедши по ступеням с помоста, обернулся и с ужасом увидел висевших Бестужева и Пестеля и троих, которые оборвались и упали на помост. Сергей Муравьев жестоко разбился; он переломил ногу и мог только выговорить: «Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!» Каховский выругался по-русски. Рылеев не сказал ни слова. <…> Генерал Чернышев, бывший распорядителем казни, не потерял голову; он велел тотчас же поднять трех упавших и вновь их повесить». 
Подробно описан автором путь декабристов в Сибирь, к месту каторги в Чите, а затем в Петровском заводе, тяжелые условия, в которых оказались он сам и его товарищи. Как о больших и радостных событиях рассказывает ссыльный декабрист о таких послаблениях для каторжан, как разрешение снять кандалы или прорубить окна в казематах. Автор подчеркивает, что, несмотря на тяготы каторжной жизни, все декабристы в немногие свободные часы не предавались праздности, а занимались самообразованием   (языками, музыкой, рисованием и ремеслами), читали, разводили огороды, многие, пережив прилив религиозных настроений, изучали религиозную литературу. 
Большое место в «Записках» отведено рассказу о приезде на   каторгу к мужьям жен декабристов, об их стараниях облегчить участь каторжан, о болезни и смерти общей любимицы Александры Григорьевны Муравьевой, которая потрясла всех. Автор подчеркивает, как важны были любовь близких, дружба и взаимовыручка товарищей для выживания в нечеловеческих условиях. Заканчиваются записки сценой прощания группы декабристов, отправляющихся на поселение в Ялуторовск после 10 лет каторги, с оставшимися в Петровском заводе товарищами. 
К «Запискам» примыкает статья Якушкина с описанием восстания 14 декабря 1825 года, составленная по воспоминаниям участников. По часам и минутам прослеживает автор развитие событий. Ответственность за промедление восставших и неудачу выступления он возлагает на князя Трубецкого, который должен был командовать бунтовщиками, но не явился на площадь, однако при этом не осуждает его, а, напротив, ищет для него оправдания.  
Для сегодняшнего читателя «Записки» и статья Якушкина - важные документальные свидетельства, достоверно изображающее одно из важных событий национальной истории.