Стихотворения Н.А. Энгельгардта

Стихотворения Н.А. Энгельгардта
Подборка стихотворений Н.А. Энгельгардта 
со вступительной статьёй
«Второе признание труженика…»

Николай Александрович Энгельгардт родился в Санкт-Петербурге 17 февраля 1867-го года. Будучи сыном  известного химика, автора писем «Из деревни» Александра Николаевича и писательницы Анны Николаевны, он  уже в юном возрасте ощутил в себе дар слова и прочно связал свою жизнь с литературой. Подводя итоги своего творческого пути, Николай Энгельгардт составил план полного собрания сочинений, включавшего в себя 38 томов. 
Прожив с лета 1874-го три года в Батищеве, Коля Энгельгардт уехал  в Петербург учиться, а затем сестра привезла его в Смоленск, где он продолжил учёбу в местной классической гимназии. 
«Каждый шаг открывал исторические следы в этом городе, пробуждавшие воспоминания минувшего». История и поэзия мирно сосуществовали в душе подростка. С 1882-го по 1885-й годы юный поэт работает над созданием лирико-эпической поэмы «Часы бессмертия. Исторические картины Смоленска», которая, к сожалению, не была закончена и сохранилась лишь в отрывках.
По окончании гимназии Энгельгардт едет в Петербург, поступает в Лесной институт, но вскоре осознаёт, что его истинное призвание – это литература, и, не окончив курса, посвящает себя полностью художественному творчеству.
В декабре 1889-го года вышли в свет две его книги (одна – проза, другая – стихотворения). Стихотворения Энгельгардта с 1890-го по 1893-й годы печатались в различных журналах. 
Начинающий литератор зарабатывал переводами, а затем приступил к работе над своим собственным романом – «Люди разного безумия», который в 1896-м году в сокращённом виде был опубликован в «Книжках “Недели”». Помимо художественного творчества Энгельгардт занимался  журналистикой, сотрудничая с различными газетами и журналами. Он писал о современной жизни, критикуя её недостатки, пытаясь словом «жечь сердца людей», просвещать их.
В «Русском вестнике» был напечатан роман Энгельгардта «Под знаком Сатурна». В нём силён обличительный пафос, на многих страницах книги писатель выступает как сатирик, изображая мещан уездного города, неумело хозяйствующих на земле помещиков, петербургских чиновников и  «литературный бомонд». 
Широкий отклик общественности получили выступления Энгельгардта с докладом под названием «Критический анализ русского неомарксизма», проходившие в течение трёх вечеров в заполненном до отказа зале. Начиная с 1900 г. Энгельгардт в течение полутора лет пишет «Историю русской литературы XIX столетия», в «Русском вестнике» публикуется его работа «Земля и государство» (в ней автор доказывает, что фундаментом российской государственности являются народная община, православие и монархическое правление). В романе «Под знаком Солнца» писатель предпринимает попытку изображения положительного героя своего времени, создаёт образ барона Фабиана, немца, влюблённого в Россию и в русский народ.
Состоя членом монархического общества «Русское Собрание», в декабре 1904 г. Энгельгардт в составе депутации встречается с Государем. В период с 1905 по 1914 гг. им были написаны почти все его исторические романы, первостепенное значение которых в своём творческом наследии осознавал и сам автор: «Мои бытовые романы были напечатаны, читались, но лишь обратившись к историческому жанру, я почувствовал некоторую силу пера, и успех моих исторических романов был гораздо явственнее».
Первым историческим романом Энгельгардта было «Московское рушение». Затем в «Историческом вестнике» вышла повесть под названием «Шкловские ассигнации». В этом же журнале были опубликованы романы «Окровавленный трон», «Екатерининский колосс» и «Граф Феникс». Газета «Россия» опубликовала повести «Смоленское разорение» и «Огненную купель», посвящённые событиям 1812-го года. 
К сожалению, лишь четвёртая часть исторической беллетристики Энгельгардта увидела свет. В 1915-м – 1916-м годах Энгельгардт работал над «Историей русской цивилизации», которая тоже не была опубликована. Такова же судьба и 10 поэтических сборников Энгельгардта (стихотворения он писал в продолжение всей творческой жизни) – помимо первого, не был издан ни один из них. 
В «Историческом вестнике» печатались  очерки «Давние эпизоды», которые литератор писал в связи с собиранием материалов по истории своего рода. В конце 1916 года Энгельгардт переживал духовный кризис, чутко реагируя на происходящее крушение того, что было для него – горячего патриота России – основой её государственности, – монархии.
Любовь к России – стержневая черта Энгельгардта. Поэтому, даже будучи убеждённым монархистом, он не покинул страну после революции. «Остаться, терпеть, верить в свой народ, трудиться – значило сохранить своё человеческое достоинство, завоевать себе звание гражданина народной великой республики… И это значило заплатить долг народу и очистить себя». 
До выхода на социальную пенсию в январе 1931-го года он преподавал в Институте живого слова, состоял сотрудником статистического бюро, работал лектором в клубах, был учёным библиографом в целом ряде учреждений.
Ещё в 1917-м году Энгельгардт попробовал себя в качестве драматурга. Его первая пьеса, «Любительница голубой мечты задумчивости», написанная по мотивам древних преданий Китая, в 1922-м – 1924-м годах шла на сцене Государственного передвижного театра П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской.  
  Вслед за ней появились сценическая версия переведённой самим драматургом поэмы Сюлли-Прюдома, пьеса о современности, водевиль на китайскую тему и цикл исторических шутотрагедий из 13 пьес, охватывающий своим содержанием почти полуторавековой (с 1762-го по 1905-й гг.) период жизни страны. Каждая из пьес иллюстрирует собой кровавое событие истории России, а их совокупность демонстрирует последовательное движение монархической империи к своей гибели, которая с каждым новым злодеянием становится всё более неотвратимой. Несмотря на одобрительные отзывы, все эти пьесы так и не были поставлены на сцене.  
Энгельгардт выступал не только как автор, но и как теоретик драмы. Свою теорию драмы он строил на основе модернизированных классических «трёх единств», прибавляя к ним четвёртое – «единство идеи». Драматургическая тема, по Энгельгардту, должна развиваться многопланово во взаимодействии семи потоков: красочном, звуковом, речевом, людском, идеологическом, немом и потоком, именующимся «панорамой кино». 
Другой гранью творчества Энгельгардта продолжала оставаться история литературы. Поле его исследовательского интереса было заметно расширено. Результатом работы стал труд «От певца Баяна до Александра Блока. Очерки истории русской литературы с древнейших времён до наших дней».
Последний этап творчества Энгельгардта связан главным образом с написанием воспоминаний под названием «Эпизоды моей жизни». Обширные литературные и окололитературные связи самого писателя и его ближайших родственников обуславливают интерес исследователей к этим мемуарам: Энгельгардт состоял в браке с первой женой К.Д. Бальмонта, его зятем был Н.С. Гумилёв, его первенца-сына крестил Вл.С. Соловьёв, родственные узы связывали семейство Энгельгардтов с М.Е. Салтыковым-Щедриным, судьба подарила Н.А. Энгельгардту встречи с Л.Н. Толстым, Н.А. Некрасовым, Ф.М. Достоевским, А.Н. Плещеевым, Я.П. Полонским, А.П. Чеховым, Н.И. Вавиловым, В.В. Розановым и др.
Преданность своему народу и своей стране Энгельгардт хранил до смерти. «И только в минуты братского единения с народом я становлюсь причастным океана бесконечной гигантской жизни, и во мне открывается высший смысл народного страстотерпства, а чрез это и моя уединённая жизнь приобретает смысл». 
В 1942-м году престарелый писатель умер в блокадном Ленинграде вместе с женой, дочерью и внучкой, разделив участь тысяч своих сограждан. 
Особый интерес произведения Н.А. Энгельгардта представляют для смолян. Хотя писатель родился в С.-Петербурге и прожил в нём большую часть своей жизни, он ощущал себя смолянином. В этом статусе его воспринимали и окружающие. Показательно, что свои мемуары, создаваемые им с 1935 – по 1939 гг., когда он уже не покидал Ленинграда, неожиданно подписаны: «Из Батищева». Эта подпись в силу фактического несоответствия с действительностью приобретает особую значимость.
В последние десятилетия имя Энгельгардта выходит из небытия. Издаются исторические романы («Окровавленный трон», «Граф Феникс», «Екатерининский колосс»), отрывки из воспоминаний, в поле зрения литературоведов попала его «История русской литературы XIX столетия».
Можно сказать, что в некоторой степени оказываются пророческими по отношению к нему самому слова Энгельгардта о специфике писательского труда и взаимоотношений с читателем: «Во время отлива напрасно бранить море или умолять его возвратиться. Надо терпеливо ждать, час прилива наступит в своё время. Для каждого честного, искреннего писателя, положившего в мысль всю свою жизнь, этот час всегда наступает. Пристрастие критики, счёты “своего прихода”, мелочи жизни, предрассудки, всё отходит. Наступает как бы второе признание труженика, который сам давно примирился с покрывшим его забвением».
Предлагаемая поэтическая подборка содержит и то, что ещё никогда не публиковалось – фрагмент поэмы «Часы бессмертия. Исторические картины Смоленска». 
Жирным во вступительной статье выделены цитаты из неопубликованных мемуаров Н.А. Энгельгардта «Эпизоды моей жизни».

Альбомы

Файлы