Николай Александрович Энгельгардт

Аннотация. Документ представляет собой биографию и творческую эволюцию Н.А. Энгельгардта. Материал в основном взят из его до сих  пор не опубликованных в полном объёме мемуаров «Эпизоды моей жизни» (РГАЛИ. Ф. 572. Оп. 1. Ед. хр. 343-345).

Биография Н.А. Энгельгардта

          Имя писателя, поэта, журналиста, драматурга, историка литературы Николая Александровича Энгельгардта (1867-1942) было незаслуженно забыто в советский период в связи с его монархическими взглядами. Будучи сыном  известного химика, публициста, автора писем «Из деревни» Александра Николаевича Энгельгардта (1832-1893) и переводчицы, писательницы, редактора «Вестника иностранной литературы» Анны Николаевны Энгельгардт (1838-1903), Н.А. Энгельгардт уже в юном возрасте ощутил в себе дар слова и прочно связал свою жизнь с литературой. Трудясь на этом поприще в продолжение более чем пятидесяти лет, он оставил весьма разноплановое и значительное по объёму наследие.

          Помимо политической неблагонадёжности, препятствовала  обретению широкой известности и принципиальная творческая позиция Н.А. Энгельгардта, не ориентировавшегося в художественном творчестве на массового читателя.

          Особый интерес произведения Н.А. Энгельгардта представляют для читателя-смолянина. Несмотря на то, что писатель родился в С.-Петербурге и прожил в городе на Неве большую часть своей жизни, он в силу целого ряда факторов ощущал себя смолянином, на что не раз указывал в своей публицистике и мемуарах. В этом же статусе его воспринимали и окружающие. Показательно, что мемуары «Эпизоды моей жизни», являющиеся итогом жизни и творчества литератора и создаваемые им с 1935-го – по 1939-й годы, когда он уже не покидал Ленинграда, неожиданно подписаны: «Из Батищева». Эта подпись в силу фактического несоответствия с действительностью приобретает особую значимость.

          Николай Александрович Энгельгардт родился в Санкт-Петербурге 5(17) февраля 1867-го года. Рано вступив на писательскую стезю (первое его стихотворение было опубликовано в 1886 г. в «Вестнике Европы»), он за долгую творческую жизнь попробовал свои силы в поэзии, драматургии, журналистике, литературоведении, беллетристике, библиографии... Его перу принадлежат рецензии, мемуары, философские трактаты, исторические и лингвистические труды. Подводя итоги литературной деятельности, Н.А. Энгельгардт составил план полного собрания своих сочинений, включавшего в себя 38 томов.

          Поэзия сопровождала Энгельгардта с первых лет жизни, она органично входила в его детские игры, обогащала яркими впечатлениями душу общающегося с природой ребёнка.     Обратив внимание на склонность сына к поэзии, отец познакомил его с элементарными правилами написания стихов, и в восемь лет мальчик уже знал, что такое стопа, рифма, размеры, цезура. Прожив с лета 1874-го три года в Батищеве, Энгельгардт осенью 1877-го уехал  в Петербург к матери, где обучался сначала в пансионе Розе на Литейном, а затем в пятой классической гимназии. Весной 1881-го года сестра привезла Н.А. Энгельгардта в Смоленск, где тот продолжил учёбу в местной классической гимназии. «Каждый шаг открывал исторические следы в этом городе, пробуждавшие воспоминания минувшего» [1, л. 111 об.], – вспоминал литератор в «Эпизодах моей жизни». «Живые впечатления, окутанных волшебством старины, стен и башен Смоленска, его храмы, дивный собор с грандиозным резным деревянным иконостасом, где виноградные лозы переплетены с подсолнечниками, работы южно-русского мастера  XVII столетия; собор, где на всех иконах вооружённые щитами, шлемами, мечами, копьями, архангелы, святые мужи и жёны, хранители военной твердыни ключевого города Московии – той Великой, Малой и Белой Руси, говоры которых и песни сливаются в народном песнопении старой Смоленщины; <…> и всё “тихое и благоденственное житие” города земледельческой области, полное своеобразия быта во всём, – Смоленская и Дорогобужская форпостная шляхта – “польская кость – русским мясом обросла” – или обратно, – эти кудрявые сады на высях гор, и рощи могучих деревьев на склонах оврагов, где обитает бесчисленное крылатое племя грачей, состязающееся непрестанным криком с колокольным звоном, и дали, и холмы, и долина Днепра уходящая в синь и ширь, всё будило воображение и потрясало душу отрока-поэта, каким я несомненно был» [1, л. 155]. История и поэзия, практически полностью заполнявшие собою внутренний мир подростка, мирно сосуществовали в его душе, примером чего может служить лирико-эпическая поэма «Часы бессмертия. Исторические картины Смоленска», над которой юный поэт работал с 1882-го по 1885-й годы и которая, к сожалению, не была закончена и сохранилась лишь в отрывках.

          По окончании обучения в гимназии в 1885-м году Энгельгардт едет в Петербург и поступает в Лесной институт, где прошло его раннее детство. Но вскоре молодой человек осознаёт, что его истинное призвание – это литература, и, не окончив курса, посвящает себя полностью художественному творчеству.

          В декабре 1889-го года вышли в свет две его книги (одна – проза, другая – стихотворения), помеченные 1890-м годом. Стихотворения Энгельгардта с 1890-го по 1893-й годы печатались в «Вестнике Европы», «Наблюдателе», «Художнике». Его стихотворные переводы публиковались в «Вестнике иностранной литературы».

          Переводил начинающий литератор и прозу, помещая её в том же журнале под инициалами матери А.Э., являвшейся главным редактором издания.          В эти же годы он и приступил к работе уже над своим собственным романом о современности – «Люди разного безумия», который в1896-м году в «испорченном», как считал Н.А. Энгельгардт, «сокращённом и приспособленном виде» [2, л. 140 об.] был опубликован в «Книжках “Недели”». Помимо художественного творчества Энгельгардт занимался  журналистикой. В «Вестнике иностранной литературы» он вёл рубрику «Смесь» (под инициалами А.Э). В «С.-Петербургских новостях» еженедельно появлялись два его фельетона под названиями «В провинции» (обзор, составленный по русским газетам), «За границей» (по французским газетам).

          С 1894 г. началось сотрудничество с «Неделей» и «Новым словом». Анализируя свой писательский путь, разбивая его на периоды, он отмечал, что сотрудничество в этих изданиях, протекавшее в 1894-м – 1897-м годах, явилось вторым этапом его творческой деятельности. В эти же годы Энгельгардт задумал «дать ряд популярных изложений главнейших мыслителей человечества и издавать эти изложения небольшими изящными томиками» [3, л. 30]. Замысел не был воплощён, рукописи же отдельных философских трактатов, написанных им в это время, сохранились и находятся в РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства).

          В 1895-м году в № 12 «Книжек “Недели”» Энгельгардт выступил со статьёй «Поклонение злу» по поводу вышедшего в свет романа Д.С. Мережковского «Отверженный». Эта статья навсегда «развела» с модернистами молодого литератора, вспоминавшего впоследствии: «Отношение моё к декадентству было резко отрицательное» [3, л. 6].      Энгельгардт не забывал и о поэзии. Им был приготовлен второй сборник стихотворений «Лествица», но в приступе недовольства собой поэт выбросил написанное в макулатуру. Параллельно Энгельгардт начинает работу над своим вторым романом «Скорбящие и озлобленные». Он, как и следующий «Блуждающие души», завершён не был.

          Четвёртое крупное эпическое произведение – «Под знаком Сатурна». В нём силён обличительный пафос, на многих страницах книги писатель выступает как сатирик, не скрывая своего отрицательного отношения к мещанам уездного города, к неумело хозяйствующим на земле помещикам, к петербургскому обществу, включающему в себя как чиновничий мир, так и «литературный бомонд». Роман  увидел свет в 1903-м году на страницах журнала «Русский вестник» (№ 1 – 5).  

          Сотрудничество с газетой «Новое время» ознаменовало третий этап творческой деятельности Н. Энгельгардта, протекавший с 1897-го по 1904-й годы. В этой газете он помещал фельетоны под заглавиями «Петербургские настроения», «Мысли вслух» и «Мысли кстати», серии статей «Письма о марксизме» и «Письма о народничестве», а также художественные произведения: новеллу «Старая площадка», несколько рассказов и роман «Кризис». В «С.-Петербургских ведомостях» был помещён цикл статей «Письма о нищете и богатстве».

          Широкий отклик общественности получили выступления Энгельгардта с докладом под названием «Критический анализ русского неомарксизма», проходившие в течение трёх вечеров, с декабря 1899-го по январь 1900-го годов, в заполненном до отказа зале Экономического собрания.

          В 1900-м году, на рубеже веков, у Энгельгардта возникла идея обобщить достижения отечественной литературы за сто лет и написать «Историю русской литературы XIX столетия». Работа  длилась в продолжение полутора лет. В 1902-м году вышел в свет первый том «Истории…», а в 1903-м – второй. В 1915-м году появилось второе, дополненное издание книги.

          С 1902-го года Энгельгардт сотрудничает в «Русском вестнике», где помещаются его литературоведческие и общественно-политические статьи, а также художественная проза о современности. Опубликованная в пятом номере журнала за 1902-й год работа «Земля и государство» предлагает вниманию читателей схему оптимального, по мнению автора, государственного устройства России, с учётом трёх основных факторов: экономического, политического и идеологического.

          Социально-политическая позиция Энгельгардта способствовала вступлению его в монархическое общество «Русское Собрание», состоя членом которого он в декабре 1904-го года в составе депутации встречался с Государём и выражал ему верноподданические чувства.

          В романе «Под знаком Солнца» Н.А. Энгельгардт предпринимает попытку изображения положительного героя своего времени, создаёт образ барона Фабиана, немца, влюблённого в Россию и в русский народ.  

          В 1905-м году начался четвёртый этап литературной деятельности писателя, длившийся по 1914-й год. В этот период им были написаны почти все исторические романы, первостепенное значение которых в своём творческом наследии осознавал и сам автор: «Мои бытовые романы были напечатаны, читались, но лишь обратившись к историческому жанру, я почувствовал некоторую силу пера, и успех моих исторических романов был гораздо явственнее» [3, л. 80 об.].

          Первым историческим романом Энгельгардта было состоящее из четырёх частей «Московское рушение», напечатанное в приложении к «Новому времени». Затем в «Историческом вестнике» вышла повесть под названием «Шкловские ассигнации» (№ 9-12, 1906 г.)

          С выходом в свет этой повести начался период творческого сотрудничества Энгельгардта с «Историческим вестником», за время которого в журнале были напечатаны романы: «Окровавленный трон. Из эпохи Павла I» (1907, № 1-12), «Екатерининский колосс» (1908, № 1-12) и «Граф Феникс. Приключения Калиостро в России. Исторический роман из эпохи Екатерины Великой» (1909, № 1-12). Все они тематически отвечали требованиям редакции, не углубляясь своим содержанием в прошлое далее правления Екатерины II. Перечисленные произведения, пользуясь популярностью среди читателей, подняли подписку журнала, и Шубинский уже собирался поговорить с А.С. Сувориным насчёт издания беллетристики Энгельгардта. Но присущая писателю неуверенность в себе опять привела к тому, что случай был упущен.

          Тематические рамки, которые ставил главный редактор «Исторического вестника» перед своими историческими беллетристами, стали причиной ухода Энгельгардта из журнала. «Подоспевшие юбилеи Отечественной войны и трёхсотлетия дома Романовых, когда вышло много новых собраний документов, увлекли меня грандиозными темами Смутного Времени и борьбы Наполеона с Александром» [3, л. 83], – вспоминал писатель.

          В 1908-м – 1909-м годах в газете «Голос Москвы» был напечатан написанный ещё до сотрудничества с «Историческим вестником» роман «Московское рушение». «Россия» опубликовала две части «Отечественной трилогии» («Смоленское разорение» и «Огненная купель»), посвящённой событиям 1812-го года, роман «Русь и царь», повествующий о Смутном времени, исторические произведения малого жанра «Наполеонов плен», «Бриллианты Жеребцовой» и «1813-й год». В московской газете «Земля» писатель поместил повесть в четырёх частях «14 декабря». Не всё, относящееся к исторической беллетристике Энгельгардта, увидело свет. О том, сколь многое из неё осталось неизвестным для читателя, говорит составленный писателем в 1908-м году (работу над исторической прозой беллетрист к тому времени ещё не оставлял) план полного собрания его исторических произведений в двадцати четырёх томах. Опубликованное в журналах и газетах составляет лишь четвёртую часть от вошедшего в этот список. В 1914-м году Энгельгардт перестал писать историческую прозу, увлёкшись научно-исследовательской деятельностью. В 1915-1916 гг. он работал над «Историей русской цивилизации», материалы к которой хранятся в настоящее время в РГАЛИ.

          Четвёртый этап творческой деятельности Энгельгардта не исчерпывался исторической беллетристикой. К 1912 году был готов третий сборник стихотворений, «Скупые дни», составленный из переводов восточной и западной мистической поэзии и элегий китайского поэта XIII века даоса Чин-Чуна. Как и все поэтические сборники Энгельгардта, помимо первого, он не был издан. В 1910-1912 гг. в «Историческом вестнике» печатались «Давние эпизоды» – очерки, которые литератор писал в связи с собиранием материалов по истории своего рода.

          В конце 1916 года, Энгельгардт переживал духовный кризис, чутко реагируя на происходящее крушение того, что было для него – горячего патриота России – основой её государственности, – монархии. С приближением революции душевная болезнь Энгельгардта прогрессировала, в течение полугода, предшествовавшего февральскому перевороту, он не выходил из своей квартиры, пребывая в состоянии, передать или облегчить каковое словами сам был не в силах.

          Любовь к России – стержневая черта Энгельгардта. Поэтому, даже будучи убеждённым монархистом, он не покинул страну после революции. «Остаться, терпеть, верить в свой народ, трудиться – значило сохранить своё человеческое достоинство, завоевать себе звание гражданина народной великой республики… И это значило заплатить долг народу и очистить себя» [4, 131], – вот что руководило литератором, всеми силами стремившимся найти себе применение в молодой республике. До выхода на социальную пенсию в январе 1931-го года он преподавал в Институте живого слова, состоял сотрудником статистического бюро, работал лектором в клубах, был учёным библиографом в Институте опытной агрохимии, в библиотеке Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук, в Академии наук СССР, в отделе Гидроэлектростроя. Искреннее и самоотверженное желание служить государству рабочих и крестьян не было оценено новой властью. Она не могла простить Энгельгардту «монархистского» прошлого.

          Ещё в 1917-м году Энгельгардт попробовал себя в качестве драматурга. Вероятно, обращаясь к сценическим жанрам как средству для воплощения творческих замыслов, он руководствовался тем, что посредством театральных подмостков было легче донести до малограмотного населения молодой республики свои идеи. Его первая пьеса, «Любительница голубой мечты задумчивости», написанная по мотивам древних преданий Китая, в 1922-м – 1924-м годах шла на сцене Государственного передвижного театра П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской. Она ставилась 25 раз, «разделяя каждое представление залу на две части: одна была заинтересована зрелищем, другая находила, что это “декадентство”, что “ничего не поймёшь” и т.д.» [3, л. 142].

          С появлением этой драмы начался пятый этап литературной деятельности Энгельгардта – «драматургический». Вслед за «Любительницей голубой мечты задумчивости» появились сценическая версия переведённой самим драматургом поэмы Сюлли-Прюдома, пьеса о современности, водевиль на китайскую тему и целый ряд исторических шутотрагедий. Обращаясь к новым для себя литературным жанрам, Энгельгардт не внёс существенных корректив в сферу тематики своего творчества. Центральная тема его беллетристики – русская история – стала основной и в его драматургии, которая в своей исторической части представляет собой цикл из 13 пьес (три тетралогии с эпилогом), охватывающий своим содержанием почти полуторавековой (с 1762-го по 1905-й гг.) период жизни страны. Каждая из пьес иллюстрирует собой кровавое событие истории России, а их совокупность демонстрирует последовательное движение монархической империи к своей гибели, которая с каждым новым злодеянием становится всё более неотвратимой. Несмотря на одобрительные отзывы, получаемые от знакомившихся с их содержанием, появившиеся вслед за «Любительницей…» пьесы, к сожалению, так и не были поставлены на сцене. 

          Энгельгардт выступал не только как автор, но и как теоретик драмы. Свою теорию драмы он строил на основе модернизированных классических «трёх единств» («единство времени» он трансформирует в «единство моментов», а «единство места» – в «единство “пути героев”»), прибавляя к ним четвёртое – «единство идеи». Драматургическая тема, в соответствии с его «Опытом графического построения драматургического контрапункта исторической сцены», должна развиваться многопланово во взаимодействии протекающих перед зрителями семи потоков: красочном, звуковом, речевом, людском, идеологическом, немом – и потоком, именующимся «панорамой кино». Пьесы Энгельгардта были оригинальны по форме. Например, шутотрагедия «Акелдама» состояла из семи игр, предваряемых, помимо семи эпиграфов, «прелюдиумом сиреч пред’игрием» и заключаемых эпилюдиумом, или концовкой.

          В качестве теоретика литературы Энгельгардт читал лекции по теории прозы в Институте живого слова, а также в «Тургеневском обществе» выступил с докладом «Мелодика Тургеневской прозы», в котором «привёл её к тоническим формулам стопосочетаний» [3, л. 126 об.]. Другой гранью творчества Энгельгардта продолжала оставаться история литературы. Поле его исследовательского интереса было заметно расширено, охватывая собой уже всю историю русской литературы. Результатом работы стал труд «От певца Баяна до Александра Блока. Очерки истории русской литературы с древнейших времён до наших дней», рукопись которой хранится в РГАЛИ.

          Последний, шестой этап творчества Энгельгардта связан главным образом с написанием воспоминаний под названием «Эпизоды моей жизни». Обширные литературные и окололитературные связи самого писателя и его ближайших родственников (он состоял в браке с первой женой К.Д. Бальмонта, его зятем был Н.С. Гумилёв, его первенца-сына крестил Вл.С. Соловьёв, родственные узы связывали семейство Энгельгардтов с М.Е. Салтыковым-Щедриным, судьба подарила Н.А. Энгельгардту встречи с Л.Н. Толстым, Н.А. Некрасовым, Ф.М. Достоевским, А.Н. Плещеевым, Я.П. Полонским, А.П. Чеховым, Н.И. Вавиловым, В.В. Розановым и др.) обуславливают неослабевающий интерес исследователей к этим мемуарам. Помимо богатого фактического материала эти увидевшие свет лишь в незначительных отрывках воспоминания обладают неоспоримыми художественными достоинствами. Фрагментарно врывается в повествование о прошлом современность, и, стараясь избегать прямых её оценок, автор, посредством эзопова языка, вводит в повествование острые, удивительно смелые для того времени выпады против правящей власти.

          До конца жизни Энгельгардт продолжал писать стихи, поэмы, не оставлял занятия переводами. Его поэтическое наследие – 10 сборников, из которых лишь первый увидел свет. Характеризуя себя в этом качестве, литератор отмечал: «Как поэт, я не принадлежал школе символистов и декадентов. Я проникнут был началами классического реализма и, если хотите, был русским “парнасцем”» [3, л. 239].

          Преданность своему народу и своей стране Энгельгардт хранил до смерти. «И только в минуты братского единения с народом я становлюсь причастным океана бесконечной гигантской жизни, и во мне открывается высший смысл народного страстотерпства, а чрез это и моя уединённая жизнь приобретает смысл» [3, л. 16 об.], – писал он в подводящих итог его жизни воспоминаниях. В 1942-м году престарелый писатель умер в блокадном Ленинграде вместе с женой, дочерью и внучкой, разделив участь тысяч своих сограждан.

          В последние десятилетия имя Энгельгардта выходит из небытия. Издаются исторические романы («Окровавленный трон», «Граф Феникс», «Екатерининский колосс»), отрывки из воспоминаний, в поле зрения литературоведов попала его «История русской литературы XIX столетия». Можно сказать, что в некоторой степени оказываются пророческими по отношению к нему самому слова Н.А. Энгельгардта о специфике писательского труда и взаимоотношений с читателем: «Во время отлива напрасно бранить море или умолять его возвратиться. Надо терпеливо ждать, час прилива наступит в своё время. Для каждого честного, искреннего писателя, положившего в мысль всю свою жизнь, этот час всегда наступает. Пристрастие критики, счёты “своего прихода”, мелочи жизни, предрассудки, всё отходит. Наступает как бы второе признание труженика, который сам давно примирился с покрывшим его забвением» [3, л. 235].

Литература.

  1. Энгельгардт Н.А. Эпизоды моей жизни. Ч. 1-2. РГАЛИ. Ф. 572. Оп. 1. Ед. хр. 343.
  2. Энгельгардт Н.А. Эпизоды моей жизни. Ч. 3. РГАЛИ. Ф. 572. Оп. 1. Ед. хр. 344.
  3. Энгельгардт Н.А. Эпизоды моей жизни. Ч. 4-6. РГАЛИ. Ф. 572. Оп. 1. Ед. хр. 345.
  4. Тихонова А.В. Семья // Край Смоленский. 1994. № 3-5.

Статья близка по содержанию статье Д.В. Бутеева «Петербуржец из смоленского Батищева. К 150-летию со дня рождения Н.А. Энгельгардта» (опубликована в журнале: Край Смоленский. 2017. № 2. С. 28-32).