Преставление пр. Герасима и завещание братии основанных им монастырей
На 66 году жизни преподобный Герасим почувствовал, что силы оставляют его, что его деятельность, полная опасностей, огорчений и бед, должна прекратиться. Предвидя свою скорую кончину, он сзывает братию всех основанных им обителей в «Большой монастырь Болдин» (так называл его сам Преподобный) и объявляет ей свою предсмертную волю. Как отец, навеки оставляя свою дорогую семью, ослабевшим от волнения и болезни голосом, произносит последние благословения и дает последние советы, так и св. Герасим обращается к своим ученикам с трогательной прощальной речью.
«Конец жизни моей,- говорит он,- приближается и я иду к Отцу Небесному. Молю вас: сохраните слова мои, чтобы жить по отшествии моем в мире и любви по заповедям Господним и уставам святых Отцов. Помните обеты ваши, которые произносили перед Богом, сохраняйте ангельский образ и отрекайтесь от мира, и тогда Господь-Вседержитель будет со всеми вами. Изберите себе игумена, которого хотите, чтобы правил вами во всем благочестии и чистоте». Братия в один голос ответила дорогому учителю: «Мы хотели бы, добрый наш пастырь и наставник, умереть с тобою, но не так определено свыше. Пусть же Бог, возвестивший тебе об отшествии из мира, вразумит тебя избрать нам пастыря и учителя, который творил бы во всем волю Его». Преподобный подозвал к себе одного из учеников - Иосифа, по прозванию Краснописца, «мужа благоговейного, умелого и рассудительного во всем» и сказал окружающим: «Он вам будет игуменом, пастырем и наставником, ему же предаю я монастырский устав и иноческое правило». Обращаясь к новоизбранному игумену, св. Герасим сказал: «Сын мой и брат Иосиф! Вот оставляю тебя с Богом строителем и промыслителем святой обители и всему богособранному братству. Соблюдай завещание мое тебе и всей братии жить по заповедям Господним и по уставам Св. Отец». «Молю вас, братия и чада,- обратился св. Герасим к ученикам своим,- как и при мне не было хмельного пития в этой обители, так и по моем преставлении никаким образом не будет. Мирским людям с братией в общих келиях никогда не жить и имения по кельям не держать, питаться же всем вместе в трапезе с безмолвием, что Бог пошлет, и слушать житие святых Отец и поучительные слова, а пища чтобы была всей братии равна, излишней еды никому не давать и по кельям пищи не держать; приходящих же из иных монастырей братии не изгонять; ропотников же и раскольников - таковых не пускать, а смирять монастырским послушанием и наказывать их с кротостью; непослушающихся наказывать изгнанием из обители, чтобы и другие имели страх и не творили того же. Спутников (путешественников и странников) и нищих не оскорбляйте, накормите их и на путь подайте что Бог пошлет. Игуменов ваших почитайте и повинуйтесь им о Боге, как пишется в житии святых отцов: которые повинуются старейшине, называемом игуменом, ангелам Божиим подражают, а противляющиеся настоятелю, диавола собой представляют. Если игумен не по монастырскому чину будет жить, не следует его бесчестить, а послать к нему в келью кого-либо из братии беседовать с ним со смирением, незлобием, кротостию и любовью. В духовных делах и во всяких монастырских нуждах игумен без совета соборных старцев ничего не должен творить. А соборных старцев чтобы у вас было двенадцать, кроме игумена, а старцы бы соборные были духовной жизнью крепки, спокойны и очень благорассудны; а старцем бы также ни о каком монастырском деле без игумена не собираться, решать только всем вместе, разве который старец в отъезде будет по монастырской службе. В игумены избирайте из своих постриженников, из братии своих монастырей, а не из чужих, поскольку знают закон смирения нашего. А кто Святой Живоначальной Троицы устав нарушит - игумен или из соборных старцев кто, - тот будет судиться со мною перед Господом Богом. Братья и чада! Как говорил прежде, говорю и сейчас: вот отхожу от мира сего и передаю вас в руки Божии и Пречистой Богородицы и Преподобного Сергия Радонежского чудотворца и в руки Государя, царя и Великого князя, Ивана Васильевича, всея Руси Самодержца, и Преосвященного Макария, Митрополита Киевского и Московского и всея Руси, потому что я бил челом царю Государю и великому князю Ивану Васильевичу и Преосвященному митрополиту Макарию о сохранении монастыря от обид посторонних, чтобы по преставлении моем не дали в обиду, а если, братья мои, постигнут вас какие-либо скорби, вы бы уповали во всем на Господа Бога, Пречистую Богородицу, и призывали бы на помощь Сергия чудотворца, и били бы челом Государю-царю и великому князю, кого Господь в то время на царство поставит, и Преосвященному Митрополиту, который в те дни будет править престолом. Да будет известна наша обитель им и в деле неповинном защитят вас и помощью Божией невредимы будете». После этого Преподобный, по исконному обычаю, просил прощения у всех окружающих, дал братии и последнее целование и отпустил ее по келиям, оставив при себе одного из учеников, никогда не расстававшегося с Преподобным и не покидавшим его. Хотя силы видимо оставляли святого, его душа, готовая освободиться от уз тела, была бодра и горела сильной любовью к Богу: всю ночь св. Герасим не смыкал очей и воссылал молитвы к Престолу Царя Небесного. На монастырской звоннице ударили к заутрени, когда святой почувствовал наступление смертного часа.
Он принял Пречистое Тело и Животворящую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, простер руки к небу, сотворил молитву и тихо, безболезненно окончил жизнь, произнося слова: « В руце твои, Господи, предаю дух мой». Когда Преподобный в своей бедной келье испустил последний вздох, братия в церкви праздновала память св. Пафнутия Боровского пением заутрени и один из священноиноков читал слова Христа Спасителя: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко". Св. Герасим скончался в 1554 году от Рождества Христова, в 1 день месяца мая, в семь часов утра. «И сразу,- говорит жизнеописатель святого,- в тот час в келье излилось неизреченное благоухание от тела святого и просветилось лицо его, как ангела, а не как мертвого человека, показывая чистоту его душевную и телесную и от Бога трудам его возношение. Братия же, услышавшие о преставлении Преподобного и пришедшие в келью, где лежало умершее тело блаженного, слезно рыдали о лишении наставника, кормчего, отца и учителя. И затем, возложив на одр трудолюбивое тело его, на головах своих понесли в церковь с подобающей честью, и погребли честное и многострадальное тело его с надгробным псалмопением, со свечами и кадилами, у Пребезначальной Троицы в Болдине монастыре, у придела чудотворца Сергия, от полуденной стороны. И так братья- ученики Преподобного в большой скорби, плача и рыдая, разошлись по своим монастырям кто где обитал».
Почил Праведный Старец, угас светильник Христовой Веры, но не угас свет, который он пролил в мире. Прежде всего этот свет согревал и оживлял 127 человек братии, оставшейся в Болдином монастыре по преставлении Преподобного, а потом и остальных учеников св. Герасима - подвижников обители с XVI века до наших дней. Далее этим светом согревалась и озарялась не одна верующая душа в течение всего времени со дня основания Болдиной обители и преставления Преподобного. Многочисленные чудотворения, явленные св. Герасимом после кончины, самое лучшее доказательство силы этого небесного света, света веры и правды.