Фото-экскурсия

22 апреля 1920 года в своем «Дневнике» М.М. Пришвин оставляет запись: «Получено письмо от Е.П. (<Ефросиньи Павловны>), что не приедет, зовет к себе. Внезапное решение: продать все, купить лошадь с телегой и ехать в Дорогобуж.  Высчитан по атласу Петри циркулем путь: 460 верст, Елец — Новосиль — Мценск — Белев — Сухиничи — Ельня — Дорогобуж. По 40 в. в день — 12 дней».

18 (5) июня 1920 года писатель вместе с сыном Львом покидает родные края. Меняя предполагаемый ранее маршрут, он совершает «Путешествие из Ельца в Дорогобуж через Москву». По удостоверению Государственного Смоленского университета от 19 июля 1920 года М. Пришвину с сыном удалось устроиться в «профессорский вагон», что облегчило поездку по железной дороге в неспокойное время Гражданской войны. (На фото – современный вид старого корпуса Смоленского госуниверситета, ведущего свою историю с 1918 г.) 

«Благословенный край Дорогобуж» (из «Дневника» М. Пришвина от 28.07.1920).

Город-воин Дорогобуж – один из древнейших городов Смоленской земли. Был заложен в середине XII века на холмистых берегах верховья реки Днепр  смоленским князем Ростиславом.

Духовным центром и главной достопримечательностью города издревле стал крепостной детинец (Вал)

В Дорогобужском историко-краеведческом музее можно увидеть макет крепости по описаниям XVII века

Автор макета древнего центра Дорогобужа – И. Захаров.

Значительный след в истории города оставили события Отечественной войны 1812 года. 26 октября 1912 года на Валу был открыт Памятник в честь 100-летия освобождения Дорогобужа. В городе М. Пришвин бывал неоднократно и не мог не видеть это прекрасное сооружение.

Сегодня на земляном валу расположился мемориальный комплекс. Рядом с памятником 1912 года в последующие годы появились захоронения останков коммунистических деятелей первых лет советской власти, белый обелиск и братская могила с останками воинов, погибших в Великую Отечественную войну (1941-1945), гранитная стена, часовня, пушки-гаубицы.

«На Кресту в Дорогобуже месили месиво грязи подводы с баранами, привезенными мужиками,— дань! я видел грязь, видел баранов, но лиц не видал, только голоса были слышны: "поторопитесь""ослобони" и т. д.» пишет М. Пришвин в «Дневнике» 21 октября 1920 г. Выражение «на Кресту» и сегодня в ходу у дорогобужан. Так они называют перекресток в центре города; наряду с Валом это место – часть древнего детинца.

Продолжая дневниковую запись от 21 октября 1920 года, М. Пришвин запечатлевает сцену:

Продком — двери открыты на Кресте, входят туда и выходят, и там грязно так же, как на улице, бывший диякон Федосьев:
— Вам что?
— Капусту получить.
— Вы шкраб?
— Я школьный работник.
— Городской?
— Сельский, из Алексина.
— Сельским шкрабам капусту не выдают.
Ни один из этих баранов не попадает в армию, все расхватывается на месте.

В Продовольственный комитет писатель приходил за пайками, которые были положены школьным учителям.

В фондах Дорогобужского историко-краеведческого музея есть наглядные справочные материалы, рассказывающие экскурсантам о том, как был связан известный писатель с дорогобужской землей.

Пришвин оказался на Смоленщине благодаря своей первой жене Ефросинье Павловне Смогалевой. Так писал о ней в очерке «Школьная робинзонада»: «Моя жена вышла из самых недр народа, и мы решили с ней перебраться в ее родную деревню и там заняться по всей правде крестьянством и детей приучать к этому труду. <…> мы очутились в страшно глухих местах Смоленской губернии, в Дорогобужском уезде, около сорока верст от станции железной дороги».

Е.П. Смогалева (Пришвина) в воспоминаниях о писателе рассказала о своих корнях: «Родилась я в деревне Следово Смоленской губернии, Дорогобужского уезда, в семье Бадыкиных. Жили бедно: отец рано умер, мать одна маялась с детьми — кроме меня было еще четверо».

В музее отдельный раздел посвящен писателю-дорогобужанину Василию Павловичу Ильенкову (1897–1967).  В 1921 – 1924 годах он был заведующим губотдела народного образования в Дорогобуже.

Об одной из встреч с будущим писателем М. Пришвин оставил колоритную запись в своем дневнике от 10 октября 1921 года.

Одним из ценных экспонатов Дорогобужского музея является скульптура М.Пришвина в дереве работы С.А. Лоика.

Приезду М. Пришвина в д.Следово односельчане его жены оказались не рады, объявили бойкот. Крестьяне опасались того, что Ефросинья Павловна потребует выделения полагающегося на всех едоков земельного надела. А пригодной земли в глухом лесном краю было мало. Семье пришлось поселиться в сенном сарае в лесу. С приближением осенних холодов приходилось всё глубже зарываться в сено во время ночного сна.

«Стало невозможно так жить, я сходил в Дорогобужский наробраз и, в пять минут сделавшись шкрабом, отправился с семьей пешком из своей лесной пуни на место своего назначения. За нами болотной дорогой медленно следовал воз нашего добра» писал М. Пришвин. «Писатель Пришвин с семейством идет лесами в Алексино определяться на службу шкрабом» (запись в «Дневнике» от 4 августа 1920 г.).

Школа 2-й ступени, в которой М. Пришвину предстояло  преподавать словесность, находилась в бывшем имении Барышниковых, действовала с 1919 г. Писатель был впечатлен, увидев ансамбль дворянской усадьбы XVIII-XIX веков, обустройством которого занимались известные архитекторы М. Казаков и Д. Жилярди. В главном усадебном здании, кроме школы, была устроена и детская колония.

«Барский особняк выходит одной стороной на озеро, другой в парк — большое трехэтажное здание с колоннами» (запись М. Пришвина в «Дневнике» от 22 августа 1920 г.). Писатель не только работал здесь, но и поселился в выделенном помещении с 6 августа 1920 г.

«Алексино — громадная усадьба, из конца в конец, от школы до больницы идешь почти час, и все почти берегом искусственного озера, окруженного сплошной кущей вековых деревьев. На озере есть островок, и там на деревьях живут аисты, а в домике на озере лебеди и павлины ходят по берегу…» (запись М. Пришвина в «Дневнике» от 22 августа 1920 г.).

14 сентября 1920 года М. Пришвин был принят в члены Дорогобужской уездной комиссии по делам музеев и охране памятников, ходатайствовавшей о назначении его заведующим (хранителем) Музея усадебного быта. Музей занимал 5 комнат на втором этаже главной усадьбы Алексина. «Дом-дворец стиля Александровского ампира, громадное каменное здание с колоннами, стоит у большого прекрасного искусственного озера, окруженного парками».

Часть дворцового фасада усадьбы — ажурный чугунный балкон на фигурных колоннах. «В такой громадной усадьбе можно совершенно отделиться от жизни полевых и лесных людей того края» (запись М. Пришвина в «Дневнике» от 22 августа 1920 г.).

«Парк просторный, в нем свободно разбросаны группами и в одиночку вековые деревья. Теперь в парке пасут коров и мальчики жгут костры, обжигая часто драгоценные деревья» (запись М. Пришвина в «Дневнике» от 22 августа 1920 г.). В настоящее время на месте дивного парка – лесной массив.

Одна из ранних построек комплекса – церковь Михаила Архангела, возведенная по заказу Ивана Сидоровича Барышникова в 1794 г. и по проекту М. Казакова.

В церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Барышниковых.

Вход в усыпальницу Барышниковых.

Церковь Андрея Стратилата, 1847 г.

Андреевская крепость (конец XVIII в.). Архитектор М. Казаков.

«Охотничий дневник. С сегодняшним зайцем мною убито в Алексине всего семь», – фиксирует свой трофей писатель в дневниковой записи от 6 марта 1921 г. Охота была излюбленным занятием М.Пришвина, а в голодные годы она помогала добывать пропитание в дорогобужских лесах для всей его семьи. «Убитая дичь была большим подспорьем в хозяйстве, особенно когда, возвращаясь с охоты, завернешь в дом какого-нибудь своего ученика, и родители насуют в карман пирогов, сала. Да что один какой-нибудь учитель, после в голодный год чуть не целая губерния <2 нрзб.> и Смоленской губернии, и все прокормились, вопрос был лишь в том, есть ли хлеб в краю, остальное доделывал промысел».

Болото Чистик стало любимым местом охоты М. Пришвина, об этом говорят многочисленные упоминания в его дневнике: «28 Августа. Успенье. Чистик (мох, клюква). Счастливая охота»; «21 Сентября … Ходил с Бульбой в Чистик: хорошо в лесу! погода теплая, сухая, по утрам сильная роса на лугу, покрытом паутиной, как морозом». В повести «Мирская чаша» этот топоним приобретает небывалый размах, вырастая в национальный символ: «Чистик  – славное наше моховое болото, мать великой русской реки. Не  одно  это болото  питает  многоводную  реку,  но  все  питающие мхи называются чистики. Наш чистик был когда-то дном озера, и берега его, холмистые,  песчаные, с высокими  соснами, сохранили свой Первобытный вид, так вот и кажется,  что за  соснами  будет вода,  идешь  – и  нет! Буйные с  полверсты  заросли, в кустарниках кочки высотой по грудь человеку, если свалишься,  напорешься на колья чахлых березок. <….>  Как пробьешься  из этих зарослей в чистик – чистое место, благодатное,  весной каждая кочка букет цветов, летом после комара,  как подсохнет, найдешь себе кочку величиною со стол, и в нее как  в постель, только руками поводишь, гребешь в рот клюкву, чернику, бруснику – кум королю! Такой чистик нужно бы сделать заповедником, и  топор, и огонь  чтобы не касались  лесов, окружающих болото -- исток, мать славного  водного пути  из варяг в греки, иначе река иссякнет и страна обратится в пустыню».

Музыкальный павильон.

«В этом имении были действующая больница, школа 1-й ступени, сыроваренный завод, лесопилка, конный завод». Больница в Алексине была построена в 1914 году на пожертвования последних владелиц села – сестер Марии и Христины. До недавнего времени здесь находился санаторий.

Флигель.

В 1913 году на деньги сестер Барышниковых была построена двухэтажная кирпичная школа для крестьянских детей. «Начало школы 2-й ступени положила одна курсистка физико-математического факультета Елена Сергеевна Лютова. Тоже по необходимости кормиться в деревне она сделалась учительницей в Алексинской школе первой ступени, отлично учила и при той же школе устроила курсы для занятий с окончившими школу 1-й ступени. Вот из этих ее учеников и учениц мы составили три группы школы второй ступени, приютивши первую, вторую, и перешли в здание Алексинского дворца». Достопримечательность школы в Алексине – глобус на крыше здания.

«Много пришлось бы рассказывать, как мы среди дремучих лесов синели в классах от холода, как, добыв в лесу всей школой дров, коптились в дыму не ремонтированных печей, как приходилось мне самому на третий этаж таскать вязанки дров, отапливать Музей усадебного быта, как иногда приходилось ночью приворовывать эти дрова в другом, враждебном учреждении — чего, чего только не было!» (Из «Дневника»).

Несмотря на трудности, учительская профессия по-настоящему увлекла писателя. Большое внимание в работе с детьми М. Пришвин уделял краеведению: проводил уроки на природе, увлек своих учеников собиранием фольклора.

«Я готов поклясться в своей искренности, если скажу, что не талант мой, не образование, а какое-то простейшее знание, полученное от здравого смысла и доброго сердца моей покойной матери, дало мне возможность с успехом заниматься в народной школе, и если бы не страсть к писательству, берущая меня целиком, я никогда не оставил бы этого благословенного труда, вознаграждаемого высшей наградой – любовью детей», – признался М. Пришвин в «Школьной робинзонаде».

Традиции в преподавании словесности, заложенные писателем, сегодня успешно реализуют педагоги Алексинской СОШ имени К.И. Ракутина.

Осенью 1921 года М. Пришвин принял решение оставить учительскую и музейную работу на Смоленщине. Взяла верх неиссякаемая тяга к главному делу его жизни – писательству. Но впоследствии он с благодарностью вспоминал о дорогобужском периоде: «Да, были светлые часы высокого самосознания на том Робинзоновом острове, куда закинули меня житейские волны».  Здесь Пришвин по-настоящему узнал свой народ – русский характер открылся ему со всеми достоинствами и недостатками. На фоне переломного революционного времени полученный разноплановый жизненный опыт обогатил писателя новыми знаниями и впечатлениями. Они легли в основу его произведений 1920-х годов: очерков «Письма из Батищева», «Школьная робинзонада», «Охота за счастьем»; дневников и писем 1920-1921 гг.

Именно на смоленском материале создано одно из главных произведений Пришвина – повесть «Мирская чаша» (1922), о которой известный литературовед В. Кожинов писал: «повесть эта займет свое место среди книг, без которых нельзя представить себе русскую литературу XX века», ибо она «содержит в себе видение судеб России в целом и даже вообще планеты Земля...».

Фото-экскурсия подготовлена в рамках «Историко-просветительского онлайн-проекта "Смоленский текст: пришвинские главы"», поддержанного фондом «История Отечества» в 2022 г.

Команда проекта:
преподаватели кафедры литературы и журналистики Смоленского государственного университета: доктора филологических наук И.В. Романова и Л.В. Павлова, кандидаты филологических наук О.А. Новикова, Э.Л. Котова, Я.Ю. Двоенко

Фотосъемка и обработка изображений
Денис Артеменко

Текст экскурсии
Оксана Новикова

Источники цитирования:

  • Пришвин M.M. Дневники: Книга третья. Дневники 1920—1922 гг. / Подготовка текста JI.А. Рязановой. Комментарий Я.3. Гришиной, [В.Ю. Гришина.] Указатель имен Е.В. Михайлова.— М.: Моск. рабочий, 1995 г.— 334 с.  
  • Пришвин M.M. Дневники. 1923-1925 / Подгот. текста Я.3. Гришиной, Л.А. Рязановой; Коммент. Я.3. Гришиной. — СПб.: ООО «Изд-во "Росток"», 2009. – 559 с.
  • Воспоминания о Михаиле Пришвине: Сборник. — М.: Советский писатель, 1991 . — 368 с.
  • Пришвин М.М. Мирская чаша. URL: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/mirskaya-chasha/index.htm
  • Пришвин М.М. Школьная робинзонада. URL: https://smol-history.ru/prishvin/archive/prishvin-archive-smolgu
  • Кожинов В.В. Победы и беды России: Рус. культура как порождение истории / Вадим Кожинов. — М.: Алгоритм, 2000. — 444 с.